Механизмы восприятия человека человеком

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Это механизм познания и понимания другого человека. Понятие идентификация по своему содержанию близко к понятию эмпатия.

Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Еще один механизм понимания другого человека – это рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ареола и эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореола объясняется формированием специфической установки на воспринимаемого, а также направленным приписыванием ему на основе этой установки определенных качеств, т.е. информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который уже был создан.

Другое явление, часто имеющее место в восприятии и понимании людьми друг друга – это явление стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. д.

Особым видом социальной установки человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты, является социальная аттракция. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: