Метод аналогии в научном исследовании

Среди различных логических методов, наиболее часто используемых в практической и научной деятельности человека, важное место принадлежит аналогии. Аналогия (греч. analogia - сходство, соответствие) - метод, согласно которому знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам объект. Данный метод является одним из источников научных гипотез и играет значительную роль на начальных этапах научных исследований [19]. Однако выводы, полученные этим методом, не всегда являются доказательными, поскольку выбранные для сравнения признаки могут оказаться случайными, несущественными или недостаточными для получения научных выводов.

Метод аналогии нашел свое применение в естествознании, технике и точных науках, гуманитарной сфере. В экономическом анализе аналогия может быть использована, например, при исследовании определенного исторического периода в развитии общества. Учитывая характер развития страны, многоукладность экономического развития, культурологические особенности и ряд других признаков можно сравнить ее развитие по сходным признакам с развитием другой страны, прошедшей подобные периоды в своей истории. В этом случае метод аналогии позволяет учесть позитивные и негативные процессы в развитии общества и избежать значительных ошибок.

В теории управления задачи построения организационной структуры, целевой модели или модели системы функций также решают с применением метода аналогии [17].

Примером аналогии в менеджменте может служить спортинг (sporting) — современное научное направление в менеджменте, основанное на использовании спортивной идеологии, принципов и методов в бизнесе. Спортинг — это исследование и практическое использование теории и практики спорта в бизнесе и экономике. Это взгляд на экономику глазами спорта, или логика спорта в бизнесе. В развитие теории и практики спортинга внесли свой вклад Фредерик Тейлор, Фрэнк Гилбрет, Джек Уэлч, Тим Голви, Роберт Евангелиста, Томас Леонард, Джон Уитмор, Джек Стэк и многие другиех [19,20,21,22]. Основной метод исследования в спортинге — метод аналогии спорта и бизнеса. Метод аналогии позволяет взглянуть на привычные вещи с другой стороны, открыть новые грани, свойства и возможности. Аналогия выступает мощным инструментом познания мира, приобретения новых знаний, новых открытий.

В современной теории и практике управления широкое развитие получил бенчаркинг ‒метод повышения эффективности собственной компании на основе сбора и анализа информации о деятельности лучших компаний и используемых ими методов управления. Поскольку показатели, характеризующие деятельность компании, могут быть весьма разнообразны, то важное значение имеет сведение совокупности показателей к обобщающему показателю, т.е. свертка этой совокупности в единую характеристику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: