Подкрановые конструкции предназначены для опирания несущих элементов мостовых кранов. Они состоят из подкрановых балок, тормозных балок или ферм, крановых рельсов, креплений балок к колоннам и кранового рельса к верхнему поясу балки, крановых упоров.
Сравнительно короткий срок службы подкрановых конструкций связан с особенностями и многообразием силовых воздействий на них.
Железобетонные подкрановые балки чаще всего применяются для крановых эстакад, и в них можно отметить следующие повреждения:
– вертикальные и наклонные трещины в стенках балок и на опорных участках;
– разрушение полок балок от их увлажнения и последующего замораживания и оттаивания при расположении конструкций на открытых площадках;
– выколы бетона, обусловленные механическими повреждениями;
– уменьшение прочности бетона вследствие воздействия агрессивных эксплуатационных сред.
Повреждения подкрановых путей:
– ослабление креплений рельса к подкрановой балке;
– значительный износ головки рельса;
|
|
– смещение рельсов относительно оси подкрановых балок и наличие искривления подкрановых путей;
– геометрические отклонения от проектных положений подкрановых путей в виде продольных и поперечных уклонов;
– взаимное смещение торцов смежных подкрановых рельсов по высоте и в плане;
– недопускаемый зазор в стыках рельсов, приводящий к дополнительному динамическому воздействию.
Основными причинами повреждений железобетонных подкрановых конструкций являются:
– неравномерная осадка колонн;
– динамический характер воздействия крановых нагрузок;
– воздействие эксплуатационной среды;
– отсутствие мониторинга за техническим состоянием стыков рельсов, болтовых соединений элементов и т. п.
Основные повреждения стальных подкрановых балок:
– разрешение противокоррозионных защитных покрытий;
– продольные трещины в околошовной зоне;
– разрушения сварного шва в сопряжениях опорного ребра со стенкой и верхним поясом;
– повреждения креплений балок к колоннам и между собой;
– повреждения креплений тормозной конструкции к основной колонне;
– трещины в вертикальных диафрагмах, прикрепляющих подкрановую балку к колонне;
– отрыв вертикальных диафрагм от колонн.
Появление продольных трещин вызывает сложное напряженное состояние в сопряжении верхнего пояса металлической балки со стенкой, чему способствуют остаточные сварочные напряжения и дефекты сварного шва.
Трещины в подкрановых балках, выполненных из прокатных профилей, обычно являются результатом хрупкого разрушения из-за низкого качества стали и большого содержания в ней углерода, фосфора и серы. Следует иметь в виду, что подкрановые балки, выполненные из кипящих сталей с повышенным содержанием фосфора и серы, чаще подвержены хрупкому разрушению, так как фосфор делает сталь хрупкой (хладоломкой) при низких температурах и уменьшает ее пластичность при нагреве. Сера делает сталь трещиноватой при высоких температурах.
|
|
Трещины в вертикальных диафрагмах, прикрепляющих подкрановую балку к колонне, обычно являются результатом жесткого сопряжения подкрановых балок с колоннами, что препятствует повороту балки на опоре, а также прогиба балки и низкого качества стали диафрагм.