Основные функции муниципального управления

Функция является одним из основных компонентов, составляющих содержание процесса управления.

В наиболее общей форме функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.[7]

Так как отрасль муниципального управления является частью общей теории управления и в частности государственного, рассмотрим определение функций управления с точки зрения государственного и социального управления.

В литературе по государственному управлению под функциями государственного управления понимаются «виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы»[8] или «наиболее типичные однородные и четко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, служащие интересом достижения целей управленческого воздействия»[9].

В науке социального управления функция управления рассматривается в качестве определенного вида работ по управлению, отличающегося обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение соответствующих социальных задач посредством адекватной ее организационной структуры управления.[10]

Таким образом, наиболее общим в представленных определениях функции управления является их рассмотрение в качестве видов однородных и взаимосвязанных работ по управлению.

На основании вышеизложенного, под термином «функции муниципального управления» следует понимать определенные виды властных, организующих воздействий органов местного самоуправления, направленные на регулирование социально-экономических процессов в муниципальном образовании.

Одним из ключевых вопросов в теории и практике муниципального управления является определение количественного состава функций управления, поскольку на их основе происходит формирование организационной структуры местных органов власти и осуществление процесса управления.

Среди отечественных и зарубежных ученых в области управления не существует единой точки зрения на состав функций по управлению.

Так, французский ученый и инженер А. Файоль в 20-х годах выделил с точки зрения управления предприятием пять универсальных функций управления: прогнозирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.[11]

В 40-е годы представитель «классической школы управления» Л. Гьюлик расширил и уточнил эту классификацию и предложил уже семь функций управления: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета.

Г. Кунц и С. О’доннел предложили свою классификацию функций управления, которая включает в себя: планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль[12].

Сам процесс управления следует рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, которые получили название функций управления.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться как самостоятельно, так и объединенные в единый целостный процесс.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием субъекта управления на управляющий объект. Принято считать, что в процессе муниципального управления реализуются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

Планирование

Функция планирования предполагает осуществление комплекса работ субъектом управления по выработке согласованных решений по определению параметров оптимального функционирования и устойчивого развития управляемого объекта, т.е. определение социально-экономической модели его будущего состояния.

Планирование является исходной функцией в муниципальном управлении и предполагает разработку последовательности выполнения целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития.

Планирование устойчивого социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу может быть обеспечено системой взаимосвязанных плановых документов:

1. Концепция социально-экономического развития, определяющая вероятные направления развития муниципального образования на долговременный период (до 10-15 лет), достаточный для реализации задач по совершенствованию его инфраструктуры (например, Стратегия социально-экономического развития г. Челябинска до 2001г.).

2. Целевые комплексные программы, направленные на решение ключевых проблем муниципального образования (до 5 лет).

3. Среднесрочный план социально-экономического развития муниципального образования (3 года).

4. Прогноз социального и экономического развития муниципального образования на краткосрочный период (1 год).

В муниципальном управлении процесс планирования осуществляется как для управления деятельностью субъектом управления (орган местного самоуправления), так и для управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: