Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами

На территории муниципального образования функционирует множество немуниципальных хозяйствующих субъектов, которые имеют свои цели и задачи и заинтересованы в использовании ресурсов территории для их реализации. Со своей стороны, муниципальная власть заинтересована в развитии хозяйственной деятельности на своей территории и должна создавать для этого благоприятную институциональную среду. Федеральный закон 2003 года не возлагает на органы местного самоуправления, каких – либо полномочий в данной сфере, однако наличие взаимных интересов муниципальной власти и немуниципальных хозяйствующих субъектов создает объективную основу для их взаимодействия. На этой основе может формироваться муниципальная промышленная политика.

Муниципальная промышленная политика – это система целей, поставленных органами местного самоуправления в их взаимодействии с немуниципальными хозяйствующими субъектами, и механизмом их реализации. Она направлена на повышение вклада предприятий в социально – экономическое развитие муниципального образования. Основные принципы муниципальной промышленной политики представлены на рис. 18.5[73]. Органы местного самоуправления координируют участие предприятий в комплексном социально – экономическом развитии территорий, объединяют на добровольной основе средства предприятий для финансирования программ развития. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, которые не являются муниципальной собственностью, строятся на основе договоров. Муниципальная власть не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Рис. 18.5. Основные принципы муниципальной промышленной политики

Предприятия, действующие на территории муниципального образования, различаются по формам собственности и организационно – правовым формам, по сферам деятельности, по значимости для жизни муниципального образования, по объемам производства, по численности работающих и т.п. Для целей и задач муниципальной промышленной политики наиболее существенно разделение на крупные предприятия (как правило, градообразующие) и малые и средние предприятия, действующие в основном в градообслуживающей и социальной сфере. Для крупных предприятий эти цели и задачи состоят в максимальном использовании их потенциала для социально – экономического развития территории. По отношению к предприятиям малого бизнеса приоритетной задачей является поддержка и создание конкурентной среды в оказании муниципальных услуг.

Деятельность крупных градообразующих предприятий оказывает всестороннее воздействие на жизнь муниципального образования. Спад производства или банкротство градообразующих предприятий означают крах систем жизнеобеспечения поселений и местных финансов.

В условиях рыночной экономики, разнообразия форм собственности требует поиска новых подходов во взаимодействии органов местного самоуправления с крупными предприятиями, расположенными на территории муниципального образования. Однако при реализации новых подходов муниципалитеты столкнулись с рядом проблем:

1. Отсутствие законодательных механизмов участия предприятий в социально – экономическом развитии поселений.

2. Создание вертикально ориентированных финансово – промышленных групп с нахождением головных структур в столице или в оффшорных зонах, которые заинтересованы в подчинении местных ресурсов своим корпоративным интересам.

3. Криминализация экономики, приводящая к банкротству градообразующих предприятий.

В новых экономических условиях органы местного самоуправления должны оказывать содействия в восстановлении работоспособности градообразующих предприятий и их реструктуризации с учетом местных нужд и стратегических целей развития муниципального образования. Возможные направления этой работы показаны в табл. 18.1[74].

Таблица 18.1

Направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с градообразующими предприятиями

Направления деятельности Механизмы и возможные результаты
Мониторинг и анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятий Выявление тенденций развития предприятий, способных в результате оздоровления, дать наибольший эффект для местной экономики, а также предприятий, подлежащих банкротству, при реализации мер по социальной защите их работников
Разработка предложений по ориентации предприятий на местный рынок Наличие незагруженных мощностей на многих предприятиях позволяет рассчитывать на осуществление такой переориентации при небольших затратах. Администрация должна обеспечить предприятия информацией о потребностях территории в определенной продукции и услугах
Предотвращение необоснованного банкротства предприятий Вхождение руководителей городов в состав комитетов кредиторов градообразующих предприятий – должников местных бюджетов
Привлечение предприятий к участию в развитии территории Разработка комплексных программ развития с определением роли отдельных предприятий в их реализации, совместное финансирование программ

Стратегическая задача местной власти состоит в поддержке социально ответственного крупного бизнеса, внедрении в жизнедеятельность предприятий принципов социального партнерства, активного участия в социальном обустройстве территорий, строгом соблюдении природоохранного законодательства, формировании нравственной культуры предпринимательской деятельности. Отражением этих тенденций является развитие муниципально – частного партнерства. Под ним понимается совместное участие муниципальной власти и бизнеса в решении проблем социально – экономического развития муниципального образования. В рамках этого сотрудничества предприятия могут строить жилье для своих работников, приобретать для муниципалитета подвижной состав городского транспорта, содержать объекты культуры, поддерживать спортивные коллективы муниципального образования. Со своей стороны органы местного самоуправления оказывают содействие в получении земельных участков, доступе к местным природным ресурсам, подсоединение к инженерным и транспортным коммуникациям, обеспечивают упрощение процедур получения разрешительной и согласовывающей документации.

Другим направлениям осуществления взаимоотношения органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами является содействие в развитие малого предпринимательства. Для муниципальных образований развитие малого бизнеса означает создание дополнительных рабочих мест, выпуск необходимой для местных нужд продукции, оказание значительного объема муниципальных услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокращения количества рабочих мест на крупных предприятиях малый бизнес становится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях.

Основными преимуществами малых предприятий являются: быстрое реагирование на изменение конъектуры рынка, низкие издержки производства, более короткие сроки разработки технических новшеств и их внедрение. В зарубежных странах на малых предприятиях сосредоточена большая часть экономически активного населения, их силами оказывается подавляющая часть услуг населению и производится более половины валового внутреннего продукта (ВВП).

В российской федерации доля занятых на малых предприятиях составляет 9,6% в общей численности, экономически активного населения и производится около 11% ВВП.

Российское государство провозгласило поддержку малого предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической политики. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства. Введен в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, призванный кардинально упростить систему его налогообложения.

В большинстве российских городов малый бизнес активно развивается в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, строительстве. Однако в целом его роль в местной экономике, особенно в промышленности, невелика, а доля поступлений от малого бизнеса в местные бюджеты не достигает и 10%. Основными причинами этого являются недостаток стартового капитала и отсутствие реальных механизмов его привлечения, высокие налоги, усложненная система регистрации и лицензирования различных видов деятельности, бюрократические преграды, коррупция многочисленных инспекций и местных чиновников. Малым предприятиям не хватает квалифицированных кадров, а уровень менеджмента и маркетинга на многих малых предприятиях остается крайне низким.

Основные формы и методы поддержки малого предпринимательства со стороны местных органов приведены на рис. 18.6[75].

Рис. 18.6. Основные формы поддержки малого бизнеса на местном уровне.

Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих муниципальных образованиях разрабатываются и реализуются муниципальные целевые программы поддержки малого предпринимательства.

Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса состоит из следующих основных направлений и принципов:

- Формирование нармативно – правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;

- Привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в муниципальных программах развития и реализации муниципальных заказов;

- Предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;

- Обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;

- Обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес – планирование и т.п);

- Оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг, за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;

- Организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок – ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т.п.

Программа поддержки и развития малого бизнеса в муниципальных образованиях может быть реализована только при наличии соответствующей организационной структуры.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Какие формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

2. Какие основные местные сообщества есть в вашем муниципальном образовании.

3. Каковы основные формы поддержки некоммерческих организаций применяются органами местного самоуправления.

4. С помощью, каких методов и форм местная власть может стимулировать участие местных сообществ и граждан в муниципальном управлении.

5. Каковы основные задачи муниципальной промышленной политики по отношению к крупным предприятиям.

6. Каковы основные формы поддержки малого предпринимательства на местном уровне.

Тесты для самоконтроля

1. Местное самоуправление – это

а) одна из форм осуществления народом своей власти

б) система общественных отношений, связанных с регулированием бюджетов разных уровней

в) одна из основ конституционного строя

г) один из уровней государственного управления в РФ

д) принцип организации современного демократического общества

2. Местное самоуправление относится к

а) представительной ветви власти в РФ

б) исполнительной ветви власти в РФ

в) региональной власти

г) в систему органов государственной власти не входит

3. В состав основных функций муниципального управления входят:

а) организация

б) мотивация

в) комплектование штатов

г) планирование

д) руководство

4. Характерными особенностями континентальной системы организации местного самоуправления являются

а) автономия и самостоятельность местного самоуправления

б) сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах

в) определенная иерархия системы органов местного самоуправления, подчиненность нижестоящих вышестоящим

г) государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, осуществляемый представителями центральной власти на местах

д) присутствие на местах уполномоченных центрального правительства

5. Какая из основных теорий местного самоуправления предусматривает строгое разграничение государственных и общинных дел:

а) хозяйственная теория

б) государственная теория

в) общественная теория

г) политическая теория

6. Муниципальное образование – это

а) совокупность образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности

б) населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление

в) совокупность органов муниципальной власти и управления

г) все вышеперечисленное

7. Назовите верное определение городского округа:

а) это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией;

б) это несколько поселений, объединенных общей территорией;

в) это территория, не входящая в границы поселений;

г) это городское поселение, не входящее в состав муниципального района;

д) это населенный пункт, который имеет статус городского округа и может быть административным центром муниципального района.

8. Субъектом муниципального управления выступают

а) население муниципального образования

б) органы местного самоуправления

в) законодательный орган субъекта РФ

г) органы территориального общественного самоуправления

д) все вышеперечисленные субъекты

9. Преобразование или упразднение муниципального образования осуществляется

а) распоряжением главы муниципального образования

б) населением муниципального образования

в) решением представительного органа муниципального образования

г) федеральным законом

д) законом субъекта федерации

10. Среди перечисленных ниже выберите положения, не относящиеся к основным правам органов власти местного самоуправления:

а) право юридического лица;

б) местное нормотворчество;

в) содержание расквартированных воинских частей;

г) распоряжение муниципальным имуществом;

д) содержание мировых судов.

11. Соответствие вопросов местного значения типу муниципального образования

а) организация библиотечного обслуживания населения б) организация библиотечного обслуживания поселений 1) поселение 2) муниципальный район 3) городской округ

12. Муниципальные правовые акты не должны противоречить:

а) Конституции Российской Федерации;

б) федеральным конституционным законам;

в) нормативным правовым актам субъектов РФ;

г) уставу муниципального образования;

д) всем вышеперечисленным.

13. Устав муниципального образования вступает в силу после

а) рассмотрения представительным органом местного самоуправления

б) уплаты специального сбора

в) выдачи регистрации

г) официального опубликования (обнародования)

д) всего вышеперечисленного

14. Наличие, каких органов и должностных лиц в структуре органов местного самоуправления является обязательным:

а) глава муниципального образования;

б) представительный орган муниципального образования;

в) местная администрация;

г) контрольный орган муниципального образования.

15. Администрация муниципального образования – это

а) выборный орган местного самоуправления

б) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования

в) исполнительный орган местного самоуправления, формируемый государственными органами

г) аппарат главы муниципального образования

16. Положения о структурных подразделениях определяют:

а) цели и задачи этих подразделений;

б) права и ответственность этих подразделений;

в) перечень должностных лиц, работающих в этих подразделениях;

г) объем полномочий этих подразделений;

д) систему оплаты труда, действующую в этих подразделениях.

17. Избирательная комиссия муниципального образования:

а) входит в структуру органов местного самоуправления,

б) является муниципальным органом,

в) организует подготовку и проведение местного референдума,

г) формируется на муниципальных выборах.

18. Представительный орган муниципального образования – это:

а) орган муниципального управления, назначаемый главой субъекта РФ

б) выборный орган местного самоуправления

в) орган местной власти, формируемый из представителей политических партий и движений

г) орган местного самоуправления, состоящий из глав поселений и депутатов представительных органов поселений в соответствии с нормой представительства

19. Назовите минимальную численность депутатов представительного органа муниципального района:

а) 10;

б) 15;

в) 20;

г) 25.

20. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы:

а) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

б) определение порядка участия муниципального образования в межмуниципальном содружестве

в) установление порядка регистрации устава муниципального образования

г) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении

д) назначение и снятие с работы руководителей муниципальных предприятий и учреждений

21. Глава муниципального образования – это:

а) высшее должностное лицо местного самоуправления, назначаемое губернатором области

б) высшее должностное лицо местного самоуправления, наличие которого в структуре органов местного самоуправления является обязательным

в) высшее должностное лицо местного самоуправления, избираемое населением на выборах или из состава представительного органа муниципального образования

г) высшее должностное лицо местного самоуправления, избираемое на съезде делегатами от партий и движений

д) высшее должностное лицо местного самоуправления, избираемое на представительном органе субъекта РФ

22. В полномочия главы местной администрации поселения входит:

а) организация разработки программ социально-экономического развития поселения,

б) разработка и утверждение штатного расписания администрации поселения,

в) утверждение организационной структуры местной администрации,

г) определение порядка участия поселения в организации муниципального сотрудничества.

23. Ответственность органов местного самоуправления перед государством наступает

а) за ненадлежащее исполнение своих функций

б) за нарушение интересов физических и юридических лиц

в) в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции и законов Российской Федерации

г) в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления законов субъектов Федерации

д) в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления устава муниципального образования

24. Порядок проведения опроса граждан определяется

а) уставом муниципального образования

б) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования

в) постановлениями главы администрации

г) нормативно-правовыми актами представительного органа субъекта РФ

д) постановлением главы муниципального образования

25. Должности муниципальной службы устанавливаются:

а) муниципальными правовыми актами;

б) решениями законодательного органа субъекта РФ;

в) муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ;

г) постановлением Правительства Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: