Постановка звука Р в два этапа

На первом этапе ставится фрикативный Р от звука Ж без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха. Этим приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. вызывают механическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно использовать чистый палец самого ребенка. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука ддддд движения языка, сливаются с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию дррр

Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук Р не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др* или.тр В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука в словах и слогах, начинающихся с сочетаний <тр», др» (трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук[ достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: <др» и «тр».

В случаях двугубного, горлового, а иногда и бокового произношения вибрация имеется, но место ее передвигается. Наименее измененной артикуляцией, а потому и наиболее близкой к норме оказывается артикуляция при одноударном и при глухом произношении звука р.

При наличии одноударного звука р следует развивать вибрацию вышеуказанными- средствами и одновременно вводить звук в речь. При глухом звуке р достаточно только озвончить его. При горловом произношении рекомендуется длительно давать сочетания с глухим звуком т и произнесение звука шепотом. Преждевременное озвончение вследствие иррадиации раздражения с голосовых связок на близлежащее мягкое нёбо и корень языка может опять вызвать их смычку, т. е. возврат к произношению велярному или увулярному.

Случаи бокового произношения являются одним из самых упорных вариантов ротацизма, требуют длительной систематической работы (месяца четыре), тем более что боковое произношение звука р обычно сочетается с таким же произношением шипящих. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера. Все указанные обстоятельства мешают формированию эластичного кончика языка и поднятию языка кверху и приводят к тому, что ребенок в попытках компенсации своего дефекта дает смычку в таком виде:

а) поднятая спинка языка с нёбом, причем получается звучание рл;

б) кончик языка или один из боковых краев языка с внутренней поверхностью щеки — вибрация получается грубая;

в) язык с верхней губой вибрация получается грубая, и проскальзывает звук п;

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии — звучание р получается несколько смягченное.

При всех параротацизмах очень важное значение приобретает дифференциация р со звуком- заменителем. При заменах р — д, л, л' следует укреплять и развивать кончик языка и вырабатывать вибрацию его; подъем языка в этих случаях уже имеется. Автоматизация звука р должна быть начата, как только получится звучание звука р, хотя бы еще и недостаточно полноценное (с механической помощью, одно- ударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками т и д). Сначала в слогах, а затем в словах.

Звук р' требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов) и меньшего раската, и потому его постановка часто оказывается более легкой, что и следует использовать в случаях отсутствия и звука р' и звука р, проводя одновременно работу над обоими вариантами звука. Если твердый звук удается поставить раньше мягкого, следует его автоматизировать и только после этого перейти к постановке мягкого звука. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке р и звуке р', а затем дать для произношения слоги — ари, аря, арю. Необходимо следить за четким и длительным звучанием гласной после звука р', что зависит от опускания кончика языка при переходе на гласную. Иногда (в частности, при массивных подъязычных уздечках) легче удается поставить звук р'. В этих случаях следует автоматизировать звук р' и одновременно продолжать постановку звука р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: