Для координации работы по обеспечению пожарной безопасности на различных объектах и контроля за ее проведением создаются соответствующие службы в аппаратах министерств, других органах государственной исполнительной власти. Такие службы должны быть и в аппаратах объединений, предприятий.
Вновь созданные предприятия могут начинать свою деятельность после получения на это разрешения в органах государственного пожарного надзора. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности предприятий несут их руководители или уполномоченные ими лица.
Руководители (собственники) предприятий, учреждений, организаций, а также арендаторы, обязаны: разрабатывать комплексные меры по обеспечению пожарной безопасности; разрабатывать и утверждать действующие в пределах предприятий инструкции, осуществлять постоянный контроль за их соблюдением; обеспечивать соблюдение противопожарных требований стандартов, норм и правил, а также выполнение предписаний и постановлений государственного пожарного надзора; представлять по требованию государственной пожарной охраны сведения и документы о состоянии пожарной безопасности; организовывать обучение работников правилам пожарной безопасности и пропаганду мер по их обеспечению; содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, пожарную технику, оборудование и инвентарь; проводить служебное расследование случаев пожаров.
|
|
На каждом предприятии с учетом его пожарной опасности приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий противопожарный режим.
Для защиты жизни и здоровья граждан, частной, коллективной и государственной собственности от пожаров, поддержания надлежащего уровня пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах создана в Украине пожарная охрана, которая делится на государственную, ведомственную, сельскую и добровольную. Тушение пожаров пожарной охраной осуществляется бесплатно. Материальные убытки, связанные с повреждением имущества в ходе тушения пожаров, пожарная охрана не возмещает.
Закон «О пожарной безопасности» предусматривает государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах независимо от форм собственности. В Украине созданы и функционируют центральный орган (Управление Государственной пожарной охраны МВД Украины), территориальные и местные органы государственного пожарного надзора. Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются государственными инспекторами по пожарному надзору, которые имеют право: проводить в любое время в присутствии собственника (руководителя предприятия) или его представителя пожарно-технические обследования и проверку предприятий, учреждений, организаций, построек, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности; получать от собственника необходимые объяснения материалы и информацию; давать (направлять) руководителям, должностным лицам и гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности; прекращать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию построек, сооружений (отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети), а также проведение пожароопасных работ в случае нарушения правил пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара или мешающего его тушению и эвакуации людей; осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований при проектировании (выборочно), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте различных объектов, запрещать до устранения нарушений реализацию проектов, останавливать строительно-монтажные работы, вносить предложения о прекращении их финансирования; привлекать к административной ответственности должностных лиц, работников и граждан, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению; применять штрафные санкции к предприятиям, организациям и учреждениям за нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора.
|
|
За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия, учреждения и организации могут привлекаться к уплате штрафа, максимальный размер которого не может превышать двух процентов месячного фонда заработной платы. Неуплата штрафа в течение месяца после окончательного разрешения спора влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки. Уплата штрафа производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Средства, полученные от применения этих штрафных санкций, направляются в государственный бюджет и используются для развития пожарной охраны и пропаганды противопожарных мероприятий.
Закон «О пожарной безопасности» предусматривает возмещение предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами убытков, причиненных в связи с нарушениями ими противопожарных требований.
Надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.
В целях проведения мероприятий по предотвращению пожаров и организации их тушения создаются на предприятиях и различных объектах из рабочих, служащих, инженерно-технических работников и других граждан не моложе 18 лет добровольные пожарные дружины (команды), положение о которых утверждено Министерством внутренних дел на основании постановления Кабинета министров Украины. Добровольная пожарная дружина создается при численности работающих, как правило, не меньше 50 человек, она может быть общеобъектовая и (или) цеховая в зависимости от структуры и особенностей предприятия.
На предприятии, в учреждении, организации с численностью 50 и более человек решением трудового коллектива создается пожарно-техническая комиссия, которая действует в соответствии с Типовым Положением, утвержденным МВД Украины. В исключительных условиях ее функции может выполнять комиссия по охране труда.
|
|
Все работники при приеме на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросампожарнойбезопасности [9-11] в соответствии. Противопожарные инструктажи по назначению проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Повторный противопожарный инструктаж, включающий вопросы вводного и первичного инструктажей, должен проводиться на рабочем месте со всеми работниками не реже одного раза в год.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников на рабочем месте или в специально отведенном помещении в следующих случаях: введение в действие новых или переработанных нормативных актов по пожарной безопасности (правил, инструкций и т.п.); изменение технологического процесса, использование нового или модернизация существующего пожароопасного оборудования; по требованию государственных инспекторов по пожарному надзору, если установлено неудовлетворительно знание работниками правил пожарной безопасности на рабочем месте, неумение действовать при пожаре и пользоваться первичными средствами пожаротушения. Объем и содержание этого инструктажа определяются причинами, вызвавшими необходимость его проведения.
Целевой противопожарный инструктаж должен проводиться с работниками перед выполнением ими разовых (кратковременных) пожароопасных работ (сварочных, разогревательных и др.), при ликвидации аварии, стихийного бедствия.
Должностные лица, от деятельности которых зависит противопожарное состояние различных объектов и предприятия в целом, до начала исполнения своих обязанностей и периодически (не реже 1 раза в 3 года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.
Согласно закону Украины «О пожарной безопасности», в высших учебных заведениях, учебных заведения повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-воспитательных учреждениях организуется изучение правил пожарной безопасности на производстве ивбыту, а также действий в случае пожара.
|
|
Таким образом, для устранения причин пожаров и взрывов проводятся технические, эксплуатационные, организационные и режимные мероприятия.
К техническим мероприятиям относят:
соблюдение противопожарных норм при проектировании и сооружении предприятий, зданий и установок, устройстве отопления и вентиляции; устройство электрической пожарной сигнализации; правильный выбор и монтаж электрооборудования; устройство защиты от электростатических зарядов и молниезащиты; обеспечение средствами тушения пожаров (огнетушителями, пожарным водоснабжением, песком, пожарным инвентарем и др.) и т.д.
Эксплуатационные мероприятия предусматривают:
правильную техническую эксплуатацию производственных агрегатов, котельных, компрессорных и др. силовых установок и электрооборудования; правильное содержание зданий и территории предприятий; обеспечение герметизации оборудования; правильное ведение ремонтных работ в газоопасных местах (оформление наряда – допуска, применение омеднённого инструмента, правильный порядок ведения сварочных работ и т.д.) и др.
К организационным мероприятиям относят:
обучение персонала правилам и нормам пожарной безопасности; создание на предприятиях добровольных пожарных дружин; издание необходимых инструкций и плакатов по пожарной безопасности; обучение персонала правильным способам тушения пожаров; разработка планов ликвидации и локализации аварий; организация тренировок по действию персонала в соответствии с данным планом и др.
Режимными мероприятиями являются:
ограничение или запрещение в пожароопасных местах применения открытого огня, курения, электро - или газосварочных работ; указание мест для курения; устройство мест применения нагревательных приборов и т.д.
Список литературы
1. Законодавство Ураїни про охорону праці. Сб. нормативных документов, т.1. – К.: Основа, 1992. – 528с.
2. Положення про розслідування та облік нещасних випадків, професійних захворювань і аварій на підприємствах, в установах і організаціях. – К.: Основа, 1998. – 152с.
3. Внутренние санитарно-технические устройства. В 2-ч частях/ Под ред. И. Г. Староверова// Часть 2. Вентиляция и кондиционирование воздуха: Справочник проектировщика. – М.: Стройиздат, 1978. – 509с.
4. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе: Справ. изд.– М.: Химия, 1991.– 368 с.
5. Торговников Б.М., Табачник В.Е., Ефанов Е.М. Проектирование промышленной вентиляции: Справочник.– К.: Будівельник, 1983.– 256 с.
6. Справочник по охране труда на промышленном предприятии/ К.Н.Ткачук, Д.Ф. Иванчук, Р.В. Саборно, А.Г. Степанова. – К.: Техника, 1991. – 285 с.
7. Николин В. И., Васильчук М.П. Прогнозирование и устранение выбросоопасности при разработке угольных месторождений. – Липецк: Липецкое изд. Роскомпечати, 1997. – 496 с.
8. Николин В. И., Заболотний А. Г., Лунев С. Г. Современные представления природы выбросоопасности и механизма выбросов как научная основа безопасности труда. – Донецк: ДонГТУ, 1999. – 96с.
9. Пожежна безпека. Нормативні акти (у 5-ти томах) - К., 1997.
10. Аханченок А. Г. Пожарная безопасность в черной металлургии. - М.: Металлургия, 1991. - 149 с.
11. Смирнов Н.В., Коган Л.М. Пожарная безопасность предприятий черной металлургии: Справ. Изд. – М.: Металлургия, 1989. – 432с.
4. Охрана труда в отрасли.