Возникновение и развитие экологического аудита

Бытует мнение, что экологический аудит как новый подход к природоохранной деятельности возник в странах Европейского сообщества с принятием так называемого «Руководства по экологическому менеджменту и экологическому аудиту» (Руководство (Правила) Европейского союза № 1836/93 от 29 июня 1993 о добровольном участии промышленных компаний в общеевропейской системе экологического менеджмента и экологической проверки предприятий. Также употребляется сокращенное название «Руководство по экологическому менеджменту и экологическому аудиту» и принятая во всех странах аббревиатура ЕМАS). Однако задолго до этого как в США, так и в европейских странах, экологический аудит положительно зарекомендовал себя как эффективный инструмент природоохранной деятельности, интегрированной в производственный процесс.

Предпосылкой возникновения новых природоохранных методов стало осознание глобальных экологических проблем, связанных с деятельностью человека, и признание приоритетности их решения наряду с экономическими и социальными проблемами. Особую роль в становлении нового экологического мышления сыграли опубликованные в разное время исследования, среди которых необходимо отметить книгу Рэчел Карсон «Silent Spring» (1962 год), посвященную проблемам использования ДДТ и других пестицидов, а также известный доклад группы авторов во главе с Д. Медоузом Римскому клубу «Пределы роста» (1972 год).

Закономерным следствием общественного резонанса явилось, в первую очередь в США, ужесточение действующего экологического законодательства и юридической ответственности за нанесенный ущерб окружающей среде, появление множества новых законов и постановлений в области охраны окружающей среды. В результате этого, а также благодаря усилиям неправительственных экологических организаций крупные предприятия были вынуждены активно проводить природоохранные мероприятия уже на уровне производственных процессов. Возникла необходимость в использовании методов охраны окружающей среды, которые не только позволили бы создать предприятию положительную репутацию в глазах общественности, но и, прежде всего, обеспечить выполнение требований экологического законодательства. С этой целью на многих предприятиях была проведена комплексная проверка производственной деятельности с учетом «экологического фактора», базирующаяся на принципах финансового аудита - так называемый «экологический аудит» (сокр.: экоаудит). Целью проведения экоаудита стала подготовка информации о соблюдении экологических производственных норм и правил для руководства предприятия. Подлинность полученных результатов подтверждалась проверкой, осуществляемой независимой лицензированной организацией. Эксперты предприятия в области охраны окружающей среды, основываясь на полученной информации, могли дать заключение и рекомендации по улучшению природоохранной деятельности.

Такая схема описывает классическую и первоначальную форму экологического аудита, каким он возник в 70-х годах в американской индустрии: complianke auditing в рамках внутреннего аудита - проверка соблюдения соответствующих правовых экологических норм. Позже появился так называемый environmental managementsystem audit, проверяющий эффективность производственных систем экологического менеджмента, и, наконец, performance audit, контролирующий выполнение поставленных целей и плана мероприятий.

Возникшая в США методология стала широко использоваться в европейских странах, прежде всего благодаря транснациональным корпорациям. Так, например, в 1972 году в компании Сепегаl Моtors был проведен экоаудит всех отделений и дочерних предприятий компании, с целью получения информации, учтены ли экологические проблемы на этих предприятиях и как информируется о них руководство, однако в несколько иной форме, в соответствии с экологической политикой отдельных государств. Так, например, в Великобритании экологический аудит рассматривается, в первую очередь, как управленческий инструмент инициативного контроля на предприятиях и может применяться также для облегчения коммуникации между промышленным и финансовым сектором. Принцип добровольности выражается при этом в предоставлении предприятию возможности самостоятельно выбирать принципы и средства его осуществления. Компетентные органы не обладают правом вмешиваться в механизм проведения экоаудита, который в соответствии с таким подходом обеспечивает проверку действенности системы экологического менеджмента, подтверждаемой в отдельных случаях независимым экспертом. Экоаудит не призван проверять соблюдение всех экологических норм (для этого существует самостоятельный инструмент – Complianct audits) или улучшение показателей экологичности предприятия. Такая интерпретация принципа добровольности и целевое использование британской промышленностью экоаудита как исключительно внутреннего инструмента и средства public relation во многом отличается, например, от трактовки и принципов использования данного инструмента в Германии. Британский подход, однако, нашел свое отражение в «Руководстве по экологическому менеджменту и экологическому аудиту ЕС».

При проведении экоаудита в Германии на первый план выходит противопоставление правил экологических служб и экологического права, с одной стороны, и экологического менеджмента и экологического аудита на предприятиях - с другой. Такой подход опирается на опыт инициативного промышленного контроля и деятельности государственных инспекторов по охране окружающей среды на предприятиях, предусмотренный германским законодательством. Обязательным при этом считается выполнение всех экологических норм и правил, что также закреплено в «Руководстве по экологическому менеджменту и экологическому аудиту ЕС». Внедрение на предприятиях систем экологического менеджмента и их периодической независимой проверки уполномоченными на это экспертами-экоаудиторами рассматривается как альтернатива государственному инспекционному контролю со стороны экологических служб. Позиция Германии и Франции заключается в том, что экологический менеджмент и экоаудит предполагается использовать для упрощения процедуры обязательной проверки предприятий.

Наибольшие разногласия в экологической политике стран-членов ЕС вызывает вопрос учета и контроля ресурсопотребления в процедуре проведения экологического аудита. Преодоление зависимости экономического роста от количества потребляемых ресурсов и проблема повышения эффективности производства не являются приоритетными направлениями в европейской политике (исключение составляют дискуссии о налогообложении энергопотребления). Тем большее внимание привлекает распространенный в Германии способ учета и контроля ресурсов, затраченных на производство продукции, с помощью методов промышленных экологических балансов и анализа продукции. До сих пор такой подход не нашел, к сожалению, отражения в существующих международных нормативных документах.

Европейское сообщество, несмотря на различия в подходах к охране окружающей среды отдельных входящих в него стран, стремится к разработке единой концепции экологической политики. При этом у каждого государства есть возможности представлять в Брюсселе национальные природоохранные инициативы и использовать опыт других государств. В 1992 году Европейское сообщество утвердило очередную программу действий в области экологической политики «Устойчивое экологически справедливое развитие», в которой обоснована необходимость новых инструментов охраны окружающей среды. Многие из существующих инструментов, как отмечено в этой программе, являются недостаточными для ликвидации экологически неблагоприятных последствий расширения экономической деятельности в пределах внутреннего рынка ЕС и экономических изменений в странах Центральной и Восточной Европы. Значительная роль в программе действий отводится промышленному сектору и предприятиям сферы услуг, для которых мероприятия по охране окружающей среды, интегрированные в производство, в том числе экологический менеджмент и экоаудит, имеют наибольшее значение. Данная программа фактически явилась интерпретацией «Повестки дня на XXI век», принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, в которой признается ведущая роль экологического менеджмента в природоохранной деятельности: «экологический менеджмент следует отнести к ключевым элементам устойчивого развития и высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства».

Значительную роль в процессе развития экоаудита в европейских странах сыграла также Международная торговая палата (IСС), которая разработала и опубликовала в 1989 году «Рекомендации по проведению экологического аудита», где были подробно представлены методические основы и схема его проведения. С разработкой «Руководства по экологическому менеджменту и экологическому аудиту» Европейское сообщество предприняло попытку обобщить накопленный отдельными государствами опыт в данной области и создать экономический стимул для инициативной природоохранной деятельности предприятий, в которой центральное место отводится экоаудиту.

Экологический аудит имеет свою предысторию в развитии системного анализа и проведении социально-экономической, социально-экологической и т.п. оценки техники и технологии, а также тесно связан с социально-экологической экспертизой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: