Прогнозирование выполняет следующие функции:
− поисковая функция (предвидение возможных тенденций, способных изменить ближайшие условия деятельности субъекта управления);
− оптимизационная функция (выявление альтернативных вариантов воздействия на естественную развития объекта с целью выбора оптимального решения);
− контрольная функция (оценка хода и последствий исполнения принятого решения со слежением и коррекцией соответствующей деятельности).
При проведении политического прогнозирования необходимо четко следовать следующим принципом:
Принцип исторического похода. Развитие прогнозируемого явления (объекта) необходимо осуществлять во взаимосвязи его исторических форм.
Из взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего следует, что будущее существует как возможность в настоящем. Поэтому прогнозирование связано с перенесением законов, тенденций, существующих в настоящем, за его пределы, с тем, чтобы на этой основе воспроизвести еще не существующую модель будущего. Связь различных исторических форм существования одного и того же явления (объекта) означает, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее состояние - закономерный результат развития в прошлом и настоящем. При таком подходе логическое исследование является отражением исторического хода общественного развития.
|
|
Важной стороной исторического подхода к прогнозированию является его связь с практикой. Общественная практика составляет основу социально-экономического прогнозирования, как и других видов общественного прогнозирования. Вместе с тем практика не может рассматриваться вне ее исторического развития. При этом задача прогноза не ограничивается познанием исследуемых объектов. Она заключается также в превращении полученного знания в инструмент воздействия на действительность в целях дальнейшего совершенствования общественной практики в заданном направлении, изменения будущего всоответствии с поставленными целями.
Функции системности предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз политического развития.
Каждое явление действительности должно рассматриваться как система. Это значит, что это состоит из ряда связанных между собой частей, элементов, обеспечивающих в целом определенные свойства, функции, а следовательно и поведение.
Принцип альтернативности – предположение о возможности качественных различных вариантов развития политических событий.
|
|
Принцип верификации – направлен на определение достоверности разработанного прогноза.
Принцип единства политики и экономики необходимость совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).
Принцип адекватности (соответствия) характеризует объективным закономерностям не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии, а также создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.
Принцип вариантности возможность развития по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях.
Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования т.к. содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.
Основные этапы разработки прогноза:
1 этап – предпрогнозная ориентация. Идет уточнение задания на прогноз, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и учреждения, формируется цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования.
2 этап – построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Объект прогноза делится на более мелкие.
3 этап – сбор данных прогнозного дюна. Прогнозный дюн – это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий.
4 этап – построение динамических рядов показателей – основы, стержня будущих прогнозных моделей, количественная характеристика объекта.
5 этап – построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей.
6 этап – построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта.
7 этап – уточнение 5 - 6 варианта методами опроса экспертов.
8 этап – выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей.
9 этап – разбор подготовленного прогноза, их доработка с учетом обсуждения.
Литература:
1. Ахременко, А.С., Политический анализ и прогнозирование. / А.С. Ахременко. – М.: Гардарики, 2006.
2. Боришполец, К.П. Методы политических исследований. / К.П. Боришполец. – М.: Аспект Пресс, 2005.
3. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. / Под. ред. Е.Ю. Мелешкиной. – М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2001.
4. Принципы и направления политических исследований. / Составитель М.В. Ильин. – М.: РОССПЭН, 2002.
5. Туронок, С.Г. Политический анализ. / С.Г. Туронок. – М.: Дело, 2005.
Тема 18. Особенности политического управления в современных условия х.