Основное содержание ответа. Основным понятие, которое необходимо рассмотреть в данном вопросе является понятие педагогического процесса

Основным понятие, которое необходимо рассмотреть в данном вопросе является понятие педагогического процесса.

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса, так в 1920-1960 г. – педагогический процесс рассматривался как воспитательно – образовательный процесс, а с 1970 – 1980г. – как учебно – воспитательный. Определение педагогического процесса можно найти в работах М.А.Данилова, Н.И. Болдырева, Б.Т.Лихачева, Ю.К.Бабанского, И.П. Подласый и др.

В самом общем виде педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

В ответе необходимо рассмотреть структуру педагогического процесса: основными компонентами педагогического процесса выступают: целевой, содержательный, организационно - методический, аналитико- результативный.

В ответе необходимо остановиться на ведущих характеристиках и особенностях педагогического процесса ДОУ.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

- целенаправленность;

- целостность;

- наличие связей между участниками;

- системность и процессуальность (деятельностный характер).

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целенаправленность педагогического процесса. Всеми авторами педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей. Однако сама цель педагогического процесса понимается по-разному. Характер целей педагогического процесса ДОУ обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования.

Цели педагогического процесса ДОУ в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.

В ответе необходимо рассмотреть механизм определения целей педагогического процесса.

Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих: ценностной позиции педагога, целевыми установками образовательного учреждения, учетом возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей, учета социальных запросов родителей

В ответе необходимо рассмотреть одну из ведущих характеристик педагогического процесса - его целостность. Целостность понимается как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов педагогического процесса и характеризует высший уровень его организации.

Какой же педагогический процесс можно назвать целостным?

Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых. В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства.

В ответе необходимо рассмотреть еще одну из ведущих характеристик педагогического процесса - его системность и процессуальность (деятельностный характер). Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки.

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.

Структурность. Структура педагогического процесса включает целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный компоненты.

Открытость. Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.

Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

Основой конструирования образовательного процесса ДОУ является субъект - субъектные взаимодействия как особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей. (Привести примеры из практики). Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения (О. С. Газман):

В организации педагогического процесса можно выделить ряд этапов.

Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

В ответе необходимо раскрыть нормативные документы, определяющие содержание и организацию педагогического процесса: ФГТО, Закон РФ «Об образовании», ст. 15- общие требования к организации образовательного процесса, Типовое положение о ДОУ - специфика образовательного процесса в ДОУ

В ответе необходимо дать анализ форм построения педагогического процесса в теории дошкольной педагогики: по организующим моментам на основе программы; тематическая и комплексная формы построения педагогического процесса; на основе выделения доминирующих воспитательно – образовательных целей, учебная модель педагогического процесса Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, альтернативные модели педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: