Понятие аналитической работы в органах внутренних дел. Требования, предъявляемые к ней

Как известно, важнейшая особенность процесса управления заключается в его информационной природе. Управление начинается и заканчивается работой с информацией. Эта работа подразумевает под собой не просто "механический" сбор информации субъектом управления о состоянии управляемой им системы и окружающей ее внешней среде, но также исследование и познание собранной информации. Данный этап управленческой деятельности необходим для подготовки информационной базы, позволяющей в последующем принять наиболее эффективное управленческое решение. На этом этапе собранная информация обрабатывается, обобщается, с ее помощью выявляются определенные закономерности между событиями и фактами, имевшими место быть в системе, за ее пределами, делаются соответствующие выводы, формулируются предложения, рекомендации и т.д. Одним словом, собранная информация анализируется.

Таким образом, понятие анализа как вида деятельности является важной управленческой категорией, которая требует более детального рассмотрения. Тем более, что анализ или аналитическая (информационно-аналитическая) работа[183], как этап управленческого процесса, как функция управления, используется непосредственно и в управленческой деятельности органов внутренних дел.

Но, прежде чем рассматривать сущность аналитической работы в органах внутренних дел для более однозначной трактовки понятия этого вида деятельности обратимся к толковому словарю. Итак, "Анализ. 1. Заключительная и наиболее важная часть информационной работы, связанная с установлением взаимосвязи между истолкованными фактами. 2. Процесс обработки информации, связанной с ее обобщением, упрощением, концентрацией и отбором…. 4. Один из этапов процесса подготовки интеллектуальной продукции. На этом этапе собранная информация просматривается с целью выявления наиболее существенных фактов, сравнивается и составляется с другими данными. Затем на основе опыта и знаний аналитика делаются выводы (Аналитик – лицо, занимающееся систематизацией разрозненных фактов, сопоставлением однозначных или разделенных по времени фактов, разъясняющее их, дающее им истолкование)"[184].

Анализом и оценкой информации о состоянии системы управления и окружающей ее среды занимается субъект управления [185] . Его задача, в этой связи, заключается:

1) в выявлении несоответствия между предполагаемым (предпочтительным) и реальным состоянием системы (при этом, указанные состояния могут быть результатом воздействия как самого субъекта управления или окружающей среды, так и совокупностью этих воздействий);

2) в раскрытии причин (по возможности закономерностей и тенденций) этого несоответствия;

3) в формулировании основных направлений деятельности для достижения системой необходимого состояния.

Безусловно, аналитическая работа в управлении органами внутренних дел имеет свои особенности, обусловленные как спецификой их деятельности, так и спецификой используемой информации, ее изучением и оценкой с по­зиции организации решения соответствующих оперативно-служебных за­дач. Содержание аналитической работы в органах внутренних дел направлено на своевременное обнаружение возникающих проблем (противоречий, несоответствий), пра­вильную их оценку, выдвижение объективно необходимых целей и взве­шенных реально выполняемых задач, выбор наиболее целесообразных пу­тей и средств их решения, поиск ответов на вопросы, возникающие в про­цессе организации оперативно-служебной деятельности. Иными словами, основное содержание аналитической работы связано с обеспечением ана­литического обоснования путей и средств разрешения соответствующих проблем.

Сущность информационно-аналитической работы заключается в процессе поиска, получения, накопления и обработки информации.

Таким образом назна­чение аналитической работы в органах внутренних дел состоит в том, чтобы:

- своевременно обнаружить, выявить возникающие проблемы, складывающиеся тенденции, намечающиеся осложнения, сдвиги в сфере защиты прав и личной безопасности граждан, борьбы с преступностью;

- дать объективное объяснение им, обеспечить их правильное понимание;

- способствовать прогностической оценке явлений и процессов, учет которых необходим для организации деятельности органов внут­ренних дел;

- обеспечить аналитическое обоснование путей и средств раз­решения соответствующих проблем, включая оценку достоинств и сла­бостей различных вариантов, возможные негативные последствия их практической реализации [186].

В этих целях руководителем органа (подразделения) внутренних дела и его аналитическим подразделением (если таковое имеется) собирается[187], оценивается и анализируется разнообразная информация, содержащая, в частности, сведения о состоянии преступности, общественного порядка, состоянии оперативно-служебной деятельности в органе (подразделении), результатах его деятельности и т.д. (т.е. вся имеющаяся информация, которая всесторонне характеризует оперативную обстановку[188]). На ее основе прогнозируется развитие сложившейся ситуации, формулируются возможные направления управленческих воздействий, необходимых для достижения поставленной перед органом внутренних дел задачи.

Таким образом, аналитическая работа в органах внутренних дел – это посто­янная исследовательская познавательная деятельность (функция процесса управления), "ох­ватывающая своим содержанием, с одной стороны, широкий комплекс организационных мероприятий и методических приемов для изучения и оценки информации о состоянии преступности и общественного порядка, результатах практической деятельности органов по выполнению возложен­ных на них задач, а также об условиях, в которых эти задачи решаются: с другой стороны - формулирование, на этой основе выводов и предложений по совершенствованию практики работы органов внутренних дел" [189] .

Осуществляемая органами внутренних дел аналитическая работа весьма многогранна и разнообразна. В ней выделяют несколько самостоятельных направлений, для каждого из которых характерна своя цель и соответствующие виды и объемы исходной информации, подлежащей сбору, изучению и оценке. К этим направлениям относятся следующие.

I. Изучение тенденций правонарушений и обуславливающих их факторов за длительный период (5 – 15 лет). Целью данного вида анализа является получение прогностических выводов о возможных изменениях этих тенденций и выработка на этой основе перспективных мероприятий по их возможной нейтрализации, укреплению правопорядка и совершенствованию деятельности системы органов внутренних дел.

Наличие и необходимость такого вида анализа обуславливается тем, что органы внутренних дел должны иметь свою стратегию, разработка которой должна базироваться на предварительном уяснении закономерностей и тенденций развития правонарушений, детерминирующих их криминогенных и антикриминогенных факторов внешней среды, а также состояния и деятельности самой системы органов внутренних дел.

II. Комплексный анализ оперативной обстановки (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Комплексный (общий) анализ оперативной обстановки на обслуживаемой органом внутренних дел территории представляет совокупность организационных, методических и технологических действий по сбору, изучению и оценке специально отобранной информации, характеризующей все компоненты оперативной обстановки в их единстве и взаимосвязи, осуществляемых по определенным правилам и в соответствующей последовательности с целью выявления существенных тенденций и отклонений, причин их возникновения и своевременного осуществления управленческих воздействий на систему органов и подразделений внутренних дел.

Основное назначение комплексного анализа и оценки оперативной обстановки состоит в определении узловых проблем организации и деятельности органов и подразделений внутренних дел на приоритетных направлениях обеспечения правопорядка на обслуживаемой территории с позиций общесистемых интересов и потребностей. Вместе с тем он обеспечивает решение целого ряда других управленческих задач:

2) осведомленность субъекта управления о состоянии преступности и правопорядка, внешней среды и самой системы органов и подразделений внутренних дел;

3) обеспечение упреждающего характера управления органами и подразделениями внутренних дел;

4) выбор основополагающих направлений комплексного воздействия и концентрации основных усилий на решении приоритетных задач организации и деятельности органов внутренних дел;

5) выявление наиболее существенных условий, обеспечивающих успешное решение управленческих задач;

6) ориентация органов и подразделений внутренних дел в зависимости от степени их участия в решении выявленных проблем и возникающих задач;

7) создание благоприятных условий для разработки обоснованных управленческих решений по тем или иным проблемам организации и деятельности органов внутренних дел;

8) динамизм управленческих воздействий аппаратов МВД, УВД на систему подчиненных органов и подразделений и т.д.

Наиболее характерными признаками комплексного (общего) анализа оперативной обстановки является то, что, во-первых, изучению и оценке подвергается вся совокупность компонентов оперативной обстановки, во-вторых, он ориентирован на целостную оценку состояния и тенденций организации и деятельности органов внутренних дел республики, края, области; в-третьих, ему присуща цикличность (привязка к отчетным периодам); в-четвертых, он имеет свою методологию, организацию и технологию; в-пятых, его проведение предполагает использование значительного объема информации как о внешних, так и внутренних условиях функционирования органов и подразделений внутренних дел. Поэтому, при проведении комплексного анализа используется вся собранная и накопленная за анализируемый период информация[190].

В процессе общего анализа оперативной обстановки изучению и исследованию подвергаются различные факторы внешней среды, оказывающие прямое и косвенное влияние на деятельность органа внутренних дел; его географическое расположение; состояние и структура преступности; характеристики лиц, совершающих противоправные деяния; материалы изучения писем, жалоб, заявлений граждан и публикаций средств массовой информации; общественное мнение о деятельности органа внутренних дел, а также состояние деятельности самого органа, соседних органов и транспортной милиции.

Выводы этого вида анализа содержат оценку состояния правопорядка и характеристику изменений, прошедших в нем за анализируемый период; определение наиболее актуальных и специфических для данного региона проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, личной и общественной безопасности, а также определение территорий и объектов, где оперативная обстановка осложнилась и причины такого осложнения; оценку результатов работы органа по выполнению возложенных на него задач и характеристику основных недостатков его деятельности, а также прогнозные оценки по возможному изменению оперативной обстановки и возникновению чрезвычайных ситуаций.

Результаты комплексного анализа оперативной обстановки составляют базу текущего планирования работы органа внутренних дел, на их основе вносятся изменения в расстановку сил и средств, разрабатываются комплексные мероприятия, принимаются решения по усилению борьбы с наиболее распространенными и опасными правонарушениями, информируются о состоянии правопорядка и оперативно-служебной деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также вышестоящие органы внутренних дел.

III. Текущий (непрерывный) анализ оперативной обстановки осуществляется на основе оценки суточной, декадной и месячной информации. Целью данного анализа является обеспечение непрерывного оперативного руководства органом, позволяющее вносить коррективы и дополнения в соответствующие планы работы, изменять дислокации сил и средств, а также более целенаправленнее проводить определенные мероприятия. Таким образом, текущий анализ предназначен для исследования стихийных, стохастический проявлений преступности и иных правонарушений и принятия неотложных мер по локализации нежелательного развития событий и отличается от комплексного анализа, главным образом, ограниченностью объемов исходной информации и глубиной исследования.

Iv. Частный анализ отдельных проблем состояния правопорядка и деятельности органов внутренних дел осуществляется в органах внутренних дел в тех случаях, когда добытой комплексным или текущим анализом информации недостаточно для объяснения выявившейся тенденции, либо отклонения от устоявшихся тенденций, или не встречавшейся ранее конкретной ситуации. Проблема может заключаться в установлении особенностей состояния правопорядка, неопределенности влияния на него объективных факторов, несоответствия организации органа условиям внешней среды, неэффективности его функционирования и пр. (например, причины высокого уровня правонарушений подростков, недостатки профилактической работы среди ранее судимых и др.).

Результаты частного анализа (в зависимости от их масштаба и возможности реализации) используются чаще всего в частных и в оперативных решениях, при проведении разного рода комплексных, типовых и разовых операций[191].

К аналитической работе, как и ко всякой деятельности, осуществляемой в органах внутренних дел предъявляется ряд требований:

1. Достоверность и полнота используемой при анализе информации. (Это требование, относящееся к информации, является обязательным условием научно обоснованного анализа. Отсутствие объективной и полной информации, ее недостоверность искажает общую картину изучаемых данных).

2. Всесторонность. (Ни один объект анализа нельзя рассматривать обособленно в отрыве от других объектов и явлений, не вскрывая связей с ними; необходимо учитывать влияние и воздействие на состояние преступности и охраны общественного порядка субъекта управления и окружающей среды).

3. Сопоставимость анализируемых данных. (Сопоставляемые при анализе данные должны относиться к однородным явлениям. Нельзя, например, сопоставлять результаты работы по борьбе с преступностью двух органов внутренних дел с различными экономическими и географическими условиями обслуживаемой территории).

4. Систематичность и планомерность проведения аналитической работы. (Это требование вытекает из непрерывности самого процесса управления).

5. Массовость наблюдения. (Данное требование связано с необходимостью при использовании некоторых аналитических приемов, например, выведения процентных соотношений, обращаться к большой массе исходного материала).

6. Комплексное использование различных методов анализа. (Применение различных методов анализа гарантирует от возможных ошибок и способствует полноте и объективности выводов)[192].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: