Режим космического пространства и небесных тел

Договор по космосу 1967 г. содержит основополагающие принципы деятельности государств космическом пространстве.

Статья 111 определяет деятельность в космическом пространстве, в том числе Луны (расстояние до луны 384365 км) и других небесных тел в соответствии с международным правом, Уставом ООН в целях поддержания мира и безопасности, сотрудничества и взаимопонимания. Это обусловлено интересами всего человечества. Очевидным стало то, что сферой международного права стала не только территория, но и космическое пространство. При чем эта деятельность осуществляется на благо всех стран независимо от их социального и экономического положения. Так, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, устанавливается, что «ее природные ресурсы являются общим наследием человечества». Здесь надо понимать «наследие человечества» ни как «общей собственности» и «общей вещи», а равенство всех государств в использовании этих объектов.

Так, Договор 1967 г. по космосу предусматривает, что “космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами” (ст. II).

Это же положение зафиксировано в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах и там же, “общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые”.

Что можно?

· Свобода научных исследований с учетом равенства государств (Соглашение о Луне);

· Собирать образцы минеральных и других веществ и вывозить с Луны и распоряжаться ими (при этом они не являются собственностью государства, организации или физического лица).

Вместе с тем государства могут установить режим использования природных ресурсов Луны, когда возникает такая необходимость.

Граница между воздушным и космическим пространством не урегулирована, но действует обычная правовая норма ─ это граница минимальных перигеев спутников Земли, т.е. на высоте 100-110 км над уровнем океана. Выше этого заканчивается суверенитет государства и считается открытым космосом.

Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и небесных тел. Это означает, что государства – участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или другими видами ОМУ; не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо другим образом. На Луне и других небесных телах запрещено создавать военные базы, сооружения и укрепления; военные маневры; испытания любых видов оружия, т.е. установлен режим полной демилитаризации.

Соглашением от 18 декабря 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах установлено дополнительное ограничение военной деятельности:

· Запрещена угроза силой или применение силы;

· Любые другие враждебные действия или угроза их совершения, как в отношении Луны, так и Земли, а также космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов.

Однако допускается ее использование на Луне военного персонала для научных и иных мирных целей.

Подобные принципы деятельности задекларированы и в других международно-правовых актах.

Государства-участники Договора 1967 г. обязуются информировать ГА ООН, общественность, международное научное общество о космической деятельности и результатах.

К принципам космического права (и это уже сегодня актуальная тема) относятся:

· Недопущения загрязнения космоса;

· Недопущения изменения земной среды вследствие доставки внеземного вещества;

· Не создавать помехи деятельности других государств.

Государства несут ответственность, как за свою деятельность, так и других юридических лиц (военных, гражданских организаций). Поэтому деятельность всех юридических лиц должна быть под наблюдением (руководством) государства.

Правовой режим космических объектов.

Космический объект ─ понимаются искусственные тела, созданные человеком и запущенные в космос (например, составные части и средства доставки, космические корабли, транспортные средства (для доставки грузов)). Они могут принадлежать как одному, так и нескольким государствам, юридическому лицу (неправительственная или международная межправительственная организации).

Государство, согласно Конвенции о регистрации объектов запускаемых в космическое пространство, ведет Реестр, в котором учитывает все запускаемые объекты (путем порядковой записи).

Государство, осуществляя запуск, информирует Генерального Секретаря (ГС) ООН, который в свою очередь ведет Реестр, для записи информации.

В отношении запущенного объекта и нахождения в космосе,- сохраняется суверенитет, юрисдикция и право собственности.

Ряд норм соглашений регулируют вопросы:

· Контроля (за деятельностью на Луне, работы персонала, созданием сооружений, аппаратов и др.);

· Вопросов о возвращении космических объектов (Договор 1967 г. о космосе, Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов, объектов, запущенных в космическое пространство). Например, космонавты оказались на территории другого государства.

Государства (юридические лица), осуществляющие запуск объектов должны предпринимать меры по недопущению угрозы жизни; нанесение ущерба другим государствам, юридическим и физическим лицам. Этот вопрос регулируется Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

В случае ущерба предъявляется претензия о компенсации. Если же запущенный объект, которым нанесен ущерб, принадлежит нескольким государствам, то ущерб выплачивается солидарно. В другом случае, если государство выплачивает ущерб за другое государство, то оно предъявляет Регрессивное требование другому участнику запуска.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности, в котором выступает государство (т.е. ответственность государства за деятельность не только государственных учреждений, но и юридических и физических лиц). Два вида нарушения ответственности:

1. за правомерную космическую деятельность (за ущерб);

2. за вред, вследствие нарушения международного права.

Для предъявления претензии о компенсации используются дипломатические средства. Если на том же уровне вопросы не урегулированы, то создается Комиссия по рассмотрению претензии (определятся сумма компенсации). Решение Комиссии является окончательным и обязательным.

Космические экипажи – международное право рассматривает как посланцев человечества в космосе. В случае аварии, бедствия, вынужденной посадки Договор 1967 г. о космосе обязывает оказывать помощь, в частности, обеспечение безопасности; а в космосе ─ медицинскую помощь, укрытие на станциях, предоставление аппаратуры и т.д. (Соглашение о Луне).

Вопросы сотрудничества (правовые формы).

В соответствии ст. IX Договора 1967 г., в ходе космической деятельности участники руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи с учетом интересов друг друга:

· не допускать вредных помех;

· изучение космического пространства;

· космическая метеорология, связь, биология и медицина;

· совместные эксперименты, создание станций оптического наблюдения спутников;

· наблюдение Земли и изучение окружающей среды из космоса (Договор РФ и Франции от 26.09. 1996 г.);

· опытно- конструкторские научно- исследовательские опыты и работы, конструкции; экспериментальные работы;

· исследования в интересах экономики; коллективной безопасности; обороноспособности и т.д.

Этому предшествует заключение соответствующих Соглашений (например, СНГ от 30 декабря 1991 г. ─ участников коллективной безопасности).

Особое значение сотрудничество по вопросам космоса приобрело в рамках международных организаций ООН. Так, ГА ООН сформированы принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса (1986 г.); Использование ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г. ГА ООН определяет задачи по разработке правовых проблем космоса, одобряет проекты Соглашений по космосу. При ООН действует Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.

Специализированные учреждения ООН:

· Международный Союз электросвязи (разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны частот для космической связи);

· Применение спутников в метеорологии осуществляет Всемирная метеорологическая организация.

Межправительственная организация (ИМНАРСАТ):

· Международная организация морской спутниковой связи (оповещение о бедствии на море);

· Международная организация космической связи “Интерспутник” (координация и связь между государствами через спутники Земли);

· Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСОТ) ─ коммерческое проектирование и техническое обслуживание глобальной системы международной спутниковой связи.

В РФ согласно Закону РФ “О космической деятельности” предусматривает:

· Международное сотрудничество; поддержание мира и безопасности;

· Иностранные граждане и организации осуществляют деятельность под юрисдикцией РФ на основе Договоров.

На уровне Правительства РФ принято ряд Постановлений. Например, от 10 февраля 1997 г. “О мерах по обеспечению реализации Федеральной космической программы России и международных договоров в области космоса”.

Распоряжение от 27 октября 2000 г. о разработке Росавиакосмосом с зарубежными космическими агентствами и федеральными органами исполнительной власти России ─ Кодекса поведения экипажа Международной космической станции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: