1. Форма общественного сознания |
2. Развиваются на едином для морали и права фундаменте общечеловеческих ценностей |
Мораль и право отражают интересы, стремления и волю всех граждан. Они закрепляют правильное соотношение интересов личности и общества, исходя из главенства первых. Мораль и право выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение естественных прав человека, гражданские и политические свободы;
3. Совпадение сфер моральных и правовых отношений |
Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают, т. к. субъектами тех или других отношений являются люди, социальные группы и слои, обладающие одновременно и моральным и правовым сознанием, представляющим определенную ценность.
И право, и мораль охватывают практически все сферы общественных отношений.
Право может быть:
уголовным;
гражданским;
трудовым;
брачно-семейным;
государственным;
международным и т.д.
Мораль может быть:
трудовой;
профессиональной;
|
|
семейно-бытовой и др.,
хотя здесь разграничение не столь четко выражено.
4. Единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений |
У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: способствовать формированию отношений между людьми на базе общечеловеческих нравственных ценностей – гуманизма, справедливости,. милосердия, уважения естественных прав человека, его гражданских и политических свобод; они призваны охранять людей от общественно опасных посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение.
5. Регулятивная функция человеческого поведения в обществе – главная |
Право и мораль выполняют общую социальную функцию: являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность, нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
Мораль и право являются важнейшими и вместе с тем самостоятельными социальными регуляторами, каждый из которых обладает своей спецификой. Так, объектом нравственного регулирования могут служить любые отношения, не подлежащие правовому регулированию, например, отношения товарищества, любви, дружбы, долга и т.д. Многие категории морали (стыд, совесть, раскаяние и т.п.) также остаются вне правового регулирования.
Право же регулирует только те общественные отношения, которые нуждаются в защите государства. Смена государственного строя влечет за собой коренное изменение юридических законов, но основные духовные (прежде всего моральные) ценности при этом сохраняются.
|
|
И, наконец, нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве.
6. Являются совокупностью норм, регулирующих общественное поведение. |
Одним из важнейших общих признаков морального и правового комплексов является их нормативная природа. Поэтому все, что характеризует социальные нормы, относится как к морали, так и к праву. Социальная норма – это правило поведения, порождающее социальную связь в виде прав и обязанностей и наделенное обязательностью. В этом заключается главная особенность любой социальной нормы.
Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. Несмотря на то, что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, - и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном.
Это совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании (мораль) и специальных документах (право) норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий оценочно-повелительный характер, распространяются на всех членов общества.
7. Обязательность соблюдения норм и принципов морали и права |
Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются, по крайней мере формально, на всех членов общества. Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером.
Мораль и право представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.
Моральные и правовые требования одинаковы для всех граждан, независимо от национальности, расы, социального и имущественного положения; принцип равенства в морали соответствует равноправию людей перед законом.
Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов.
Мораль относится к числу основных типов нормативного регулиования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.
Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.
Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.
|
|
Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.
Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.
Хотя мораль и право тесно взаимосвязаны, они не тождественны друг другу и имеют ряд различий. Относительная противоположность морали и права обусловлена рядом фундаментальных свойств их содержания.
Обычно философы и юристы, рассматривая механизм действия морали и права, главное различие между ними видят в том, что право тесно связано с государством. Его существование – от создания до реализации – носит ярко выраженный институциональный характер. Мораль же относят к неинституциональным регулятивным системам.
В качестве общего правила нормы права характеризуются детальной регламентацией поведения субъектов. Моральные предписания выступают чаще всего как общий принцип. Правовое регулирование применяется в случаях, когда необходимо точное определение модели поведения, соответствующих прав и обязанностей, а также последствий в случае их нарушений.
|
|
Нормы права рассчитаны на выполнение их в обычных условиях, на определенный стандарт. В качестве общего правила здесь могут быть лишь два варианта: норма либо соблюдена, либо нарушена. Пределы норм права довольно четко очерчены. Иное положение с нравственными нормами: они шире и эластичнее Границы их осуществления весьма широки.
Социальные нормы делятся на автономные и гетерономные. Первые исполняются главным образом в силу внутреннего убеждения самих субъектов, их собственных побуждений и мотивов. Вторые направлены преимущественно на внешнее поведение субъектов. Оставаясь безразличными к внутренней мотивации субъекта, они определяют границы его поведения и поэтому опираются преимущественно на внешнюю по отношению к субъекту силу.
Так, видный датский юрист-международник Альф Росс исходит из того, что право – волевое явление, а мораль как проявление чистого разума вечна. Он отмечает: «Когда сравнивают право и мораль, то обычно говорят, что право является «позитивным», а мораль «естественным» порядком. Внутренний смысл этого состоит в том, что право зависит от суждения человека и от внешней власти; его содержание меняется в зависимости от места и времени в соответствии с интересами и волей властелинов, и его эффективность как права зависит от факта поддержки действенной исполнительной власти. В то же время мораль представляет собой проявление вечного, ее законы происходят из идей чистого разума и являются действительными в силу их внутренней истинности».
Во-первых, мораль и право решают общие основные задачи, но при помощи разных средств. Из этого следует, что главное отличие морали и права не в основных задачах и не в их социальной сущности, а в механизме действия. Л.С. Явич пишет: «Нет более близкого к праву общественного явления, чем нравственность (нормы морали), но нет и более отличных друг от друга регуляторов поведения по своему механизму действия».
Во-вторых, мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей, право формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости общественного порядка.
В-третьих, мораль в противовес праву носит ненасильственный характер, исключает принуждение, предоставляет возможность выбора.
В-четвертых, нормы права устанавливаются властной силой государства и потом официально закрепляются в виде четких нормативных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания; нравственные нормы исходят непосредственно от общества, их формирование осуществляется стихийно путем коллективного социального опыта.
В-пятых, единый объект регулирования не означает, что конкретные сферы действия морали и права всегда совпадают и что они лишь взаимно дополняют друг друга. Правовые нормы направлены на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государственного воздействия: нравственность же пронизывает все стороны (сферы) взаимоотношений между людьми.
В-шестых, нравственные нормы включают оценку действующего права, а нравственное сознание тесно связано с переживаниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.
И наконец, в-седьмых нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных законов, правовых норм), а нравственное сознание тесно связано с переживаниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.
Схематично эти различия в наиболее общем виде можно представить следующим образом:
МОРАЛЬ | ПРАВО |
Нормы носят неписаный характер и фиксируются в обычаях и традициях | Нормы носят формально определенный характер и закрепляются в официальных документах |
Нормы складываются стихийно | Нормы устанавливаются государством |
Механизм обеспечения – общественное мнение | Механизм обеспечения – властные санкции государства |
Предусматривает широкую свободу выбора | Свобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов |
Изучение особенностей нравственной и правовой регуляции показывает, что между ними значительно больше общего, чем противоположного, в результате чего они образуют самую тесную структуру регулирования, без учета нераздельности которой невозможно правильно понять и оценить ни правовое, ни моральное воздействие на развитие социальных связей и отношений.
При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия.
Право и мораль различаются:
1) по объекту регулирования;
2) по способу регулирования;
3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).
Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения.
Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.). Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.
Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.