Этапы становления и развития Российского РЦБ

В России рынок ценных бумаг отсутствовал практически 70 лет. Становление и развитие отечественного фондового рынка напрямую связано с экономическими преобразованиями и развитием рыночных отношений в стране.

Процесс формирования отечественного РЦБ условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – это 1988 – 1992 гг., характеризуется созданием предпосылок для развития фондового рынка.

Решающую роль в воссоздании рынка сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий и массовый выпуск акций в обращение в начале 90-х годов, а также образование акционерных коммерческих банков, товарных и фондовых бирж.

Для мирового опыта такой путь расширения фондового рынка не характерен. Обычно в развитых странах приватизируемые предприятия являются акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Реализация акций, принадлежащих государству, на развитом фондовом рынке не представляет больших затруднений.

В России сложилась иная ситуация. В связи с неразвитостью фондового рынка, слабым государственным регулированием, низкой эффективностью реального сектора экономики обращение акций приватизированных предприятий на первом этапе носило ограниченный характер.

На первом этапе также началось формирование законодательной базы функционирования российского РЦБ. Были приняты следующие основные нормативные акты: «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г., «Положение об акционерных обществах» от 28.12.91 № 78, закон РСФСР от 03.07.91 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и др.

Второй этап – это 1993 – первая половина 1994 г., характеризуется развитием и закрытием рынка приватизационных чеков (ваучеров), которые выпускались государством и выдавались гражданам бесплатно. Приватизационный чек давал равное право каждому гражданину получить часть государственной собственности. Чеки можно было обменивать на акции, вкладывать в чековые инвестиционные фонды или продавать на вторичном рынке.

Однако, практика показала, что основной массе граждан не удалось воспользоваться своим правом в получении части государственной собственности. Это было обусловлено следующими основными причинами:

· отсутствие достаточной информации и возможности выбора направлений вложения чеков для граждан;

· низкая активность участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах;

· разные финансовые возможности различных групп населения, одни имели возможность скупать чеки, превращая в крупные пакеты акций, другие имели возможность только продавать свои чеки;

· присутствие на рынке недобросовестных финансовых компаний и чековых инвестиционных фондов, которые аккумулировали чеки граждан, скупали на них крупные пакеты акций предприятий, а затем прекращали свою деятельность, выводя активы в другие структуры.

В результате приватизации произошла трансформация отношений собственности. Значительная часть государственных предприятий перешла в частную собственность узкого круга лиц.

Важной особенностью данного этапа является появление на рынке различного рода «псевдо» ценных бумаг типа билетов МММ и формирование финансовых пирамид. Это было обусловлено в первую очередь отсутствием правовой базы регулирования деятельности инвестиционных компаний и защиты интересов инвесторов и вкладчиков.

Другой особенностью данного этапа является появление в мае 1993 г. первых российских государственных бумаг.

Третий этап – вторая половина 1994 г. до финансового кризиса августа 1998 г., характеризуется развитием инфраструктуры фондового рынка, совершенствованием нормативно-правовой базы функционирования РЦБ, активным развитием рынков государственных и корпоративных ценных бумаг.

Таким образом, характерной особенностью третьего этапа является:

· дальнейшее развитие законодательной базы регулирования РЦБ, в этот период были приняты основополагающие законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах»;

· создание специализированного государственного органа – Комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), регулирующей и контролирующей деятельность участников фондового рынка;

· формирование института профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· образование в стране крупного вексельного рынка, и превращение векселей в своеобразные квазиденьги, что было обусловлено низкой монетизацией экономики;

· быстрое развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, которые стали активно работать на рынке ценных бумаг как институциональные инвесторы;

· развитие рынка ценных бумаг, как биржевого, так и внебиржевого, увеличение его участников и проводимых ими операций;

· выход крупных российских компаний на внешние фондовые рынки через механизм выпуска депозитарных расписок

Главной особенностью данного этапа является преобладание на фондовом рынке государственных ценных бумаг. Летом 1994 года начался массовый выпуск государственных ценных бумаг в целях сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных источников заимствования.

Со второй половины 1994 г. по август 1998 г. развитие российского РЦБ в значительной степени шло за счет расширения выпуска государственных долговых обязательств. Для привлечения средств выпускались высокодоходные государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ). В это время никакие инвестиции по доходности и надежности не могли конкурировать с вложениями в государственные ценные бумаги. Поэтому наблюдался процесс перераспределения финансовых ресурсов из реального сектора экономики в пользу спекулятивных операций с государственными ценными бумагами. Постепенно формировалась государственная финансовая пирамида.

Быстрое наращивание объемов государственных заимствований и рост расходов по обслуживанию государственного долга (в 1998 г. расходы по обслуживанию государственного долга составляли почти треть расходов федерального бюджета) увеличивали неустойчивость рынка государственных ценных бумаг. Росту неустойчивости рынка также способствовала высокая доля иностранных инвесторов на рынке ГКО-ОФЗ. К началу 1998 г. их доля составляла около 30 %.

К концу 1997 г. положение на российском фондовом рынке существенно ухудшилось. Это было связано с рядом объективных и субъективных причин:

· влияние мирового фондового кризиса и бегство иностранных капиталов с российских рынков государственных и корпоративных ценных бумаг;

· непродуманная политика государства в области наращивания государственных заимствований;

· лоббирование Центральным банком РФ и Минфином РФ интересов дружественных крупных инвесторов, получавших высокие спекулятивные доходы на рынке ГКО-ОФЗ с конвертацией полученных средств в иностранную валюту и перевод ее в иностранные банки;

· противоречивая роль Банка России на рынке ГКО-ОФЗ. Являясь одновременно агентом Минфина, дилером и регулирующим органом на рынке государственных ценных бумаг, Центральный банк обладал всей информацией о конъюнктуре рынка и использовал ее в своих целях;

· искусственное сдерживание курса рубля в жестких рамках валютного коридора и т.д.

В результате правительство стало испытывать трудности с размещением новых выпусков государственных ценных бумаг. В августе 1998 г. оно впервые не смогло рассчитаться по своим обязательствам и прекратило погашение ранее выпущенных ГКО-ОФЗ. А 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт, т.е. отказ в одностороннем порядке от выполнения своих обязательств. В результате разразился разрушительный финансовый кризис и обвал национальной валюты. Российский фондовый рынок практически прекратил свое существование.

Четвертый этап – сентябрь 1998 г. и по настоящее время, характеризуется восстановлением, стабилизацией и дальнейшим развитием российского фондового рынка.

Основными чертами данного этапа являются:

1) резкое сокращение доли государственных ценных бумаг на российском РЦБ. После дефолта 1998 г. Правительство осуществило новацию по непогашенным ГКО-ОФЗ, т.е. их замену на новые среднесрочные облигации сроками погашения через 3-5 лет с фиксированным доходом. С февраля 2000 года начался новый выпуск ГКО в ограниченных объемах;

2) резкое сокращение объемов вексельного обращения, обусловленное кризисом банковской системы и постепенным налаживанием денежных расчетов между предприятиями;

3) рынок корпоративных ценных бумаг характеризуется торговлей акциями в основном так называемых «голубых фишек» - это крупные предприятия топливно-энергетического комплекса (РАО ЕС, ГАСПРОМ), нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, предприятий металлургической промышленности и других предприятий, имеющих экспортный потенциал;

4) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования РЦБ (новая редакция Положения о ФКЦБ, дополнения и изменения в законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», принятие закона «Об инвестиционных фондах» и др.);

5) отсутствие эффективных правовых механизмов функционирования РЦБ, что влечет за собой недоверие со стороны широкого круга инвесторов.

Таким образом, уровень развития отечественного фондового рынка во многом зависит от темпов экономических преобразований в стране, создания эффективного механизма государственного регулирования РЦБ, направленного на защиту интересов инвесторов, а также ужесточение контроля за деятельностью профессиональных участников рынка.

Сегодня в России фондовый рынок характеризуется небольшими объемами торговли ценными бумагами, низкой ликвидностью ценных бумаг, неразвитостью технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, а также значительными рисками при совершении операций с ценными бумагами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: