Опрос как метод сбора информации. Опросники. Основные виды и сфера применения. Анкетирование. Беседа как вербальный диагностический метод. Интервью как разновидность опроса.
Опрос — метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Цель опроса – получение информации о событиях прошлого и настоящего, о устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
Было бы ошибкой считать, что опрос — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенности опроса можно отнести его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
|
|
По форме опросы разделяют на:
· стандартизированные;
· нестандартизированные.
Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие по сравнению со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
По видам различают:
· Анкетирование
· Личностные опросники
· Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
· Личные опросы. Их проведение проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
· Дистанционные опросы. Их проведение возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.
Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов является телефонный опрос.
Опросники. Основные виды и сфера применения
Существует много подходов к диагностированию психологических особенностей личности. Один из них реализован в опросниках, предназначенных для описания и оценки человеком самого себя. Его психологическое содержание неизбежно отражает осознанную или неосознанную теоретическую позицию составителя, его концепцию. Отвечающий может выразить свое мнение только о том, о чем его спрашивают, и только в том смысле, который навязан автором опросника. Опросник не может затронуть некоторые важные для опрашиваемого стороны его личности, если этого не захотел или не смог предусмотреть автор.
|
|
Рассматривая опросники как методы психологического исследования, построенные на самооценке, нужно иметь в виду, что они не выдерживают предъявляемых психологическим диагностическим методикам строгих требований к надежности и валидности. Однако отсюда не следует, что при их создании от таких требований можно отказаться вовсе.
Основное требование к опросникам заключается в грамотной формулировке вопросов.
Правила составления вопросов:
1 Каждый вопрос должен быть логичным, отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
2 Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
3 Вопросы должны быть краткими.
4 При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
5 Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
6 Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
7 Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
8 Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
9 Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
10 Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Текст вопросов должен быть простым, понятным для всех опрашиваемых. Сложные и трудные для понимания слова, а также многозначные слова должны исключаться. Каждый вопрос должен содержать только одну мысль. Многозначная интерпретация вопроса ведет к тому, что ответы будут содержать разноплановость понимания и не будут пригодны для анализа и однозначной оценки. Опасны наводящие вопросы, внушающие определенный ответ, а также стереотипные формулировки, предполагающие такие же стереотипные ответы. Обычная ошибка при формулировании вопросов заключается в том, что задается общий вопрос, тогда как требуется получить ответ по частной проблеме. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы их содержание было беспристрастным и, насколько возможно, социально нейтральным.
По форме вопросы могут быть следующих видов:
· открытые (стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям),
· закрытые (указывают возможные варианты ответов)
Виды закрытых вопросов:
1 Вопросы дихотомического типа предполагают два возможных варианта ответа.
2 Альтернативный тип вопросов предполагает один ответ из нескольких вариантов.
3 Можно предусмотреть тип, который позволяет выбрать несколько ответов из многих предложенных (в американской литературе его называют ресторанным).
Закрытые вопросы предполагают более строгую интерпретацию ответов и поэтому более удобны при обработке. Но здесь возникают свои трудности. Составляя варианты ответов, необходимо предусмотреть максимально возможные. Нужно помнить о том, что опрашиваемый не может высказать собственного мнения, а вынужден выбирать более близкий, подходящий ему вариант ответа.
Есть еще одна замеченная психологами США особенность, которую, как они считают, необходимо учитывать при анализе ответов, получаемых с помощью опросников. Некоторые индивиды охотнее отвечают «да», другие предпочитают отвечать словом «нет». Поэтому при составлении опросника необходимо следить за тем, чтобы число вопросов, на которые ответ «да» оценивается позитивно, был равен числу вопросов, на которые ответ «нет» также оценивается позитивно. Для этого необходимо тщательно выбирать и перефразировать вопросы, чтобы достичь нужного баланса (В.А. Ядов, 1972).
|
|
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники:
· черт личности,
· типологические,
· мотивов,
· интересов,
· ценностей,
· установок.
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не обозначается, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Первым в использовании анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
|
|
Виды анкетирования
По числу респондентов:
1 Индивидуальное анкетирование (один респондент)
2 Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
3 Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата:
1 Сплошное (опрос всех представителей выборки)
2 Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом:
1 Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
2 Заочное (анкетёр отсутствует)
3 Рассылка анкет по почте
4 Публикация анкет в прессе
5 Публикация анкет в Интернете
6 Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.
Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос).
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Беседа как вербальный диагностический метод
Беседа является формой деятельности практического психолога, способом получения психологической информации. Умение правильно организовать и провести беседу — важный профессиональный навык психолога, тонкий индикатор его профессионализма.
Беседа выполняет ряд функций:
• психодиагностическую. В ходе беседы создается такая же измерительно-испытательская ситуация, как и при тестировании, применении опросников и проективных методик. Психодиагност получает возможность определения свойств личности, уровня культуры, интеллекта;
• коррекцию способов и путей решения актуальных жизненных проблем, В беседе обсуждаются оптимальные пути регуляции межличностных отношений, способы ослабления эмоционального напряжения, усиления мотивов самоактуализации;
• исследование психологии человека и групп. Беседа может предвосхищать и завершать эксперимент, может быть самостоятельным приемом (в экстремальных ситуациях, когда другие методы применять невозможно).
Общие требования к организации и ведению беседы:
1 Беседа должна иметь цель, которая определяется обследуемым, посредником или психологом.
2 Необходимо формировать систему ожиданий. Предварительно психодиагност определяет полноту достижения цели, ход беседы, собственный стиль общения и стиль поведения обследуемого, свои действия и действия собеседника в случае, если цель беседы не будет достигнута или достигнута частично.
3 Обследуемый должен быть заинтересован темой беседы и ее результатом.
4 Обследуемый должен быть убежден в том, что его не допрашивают. Психодиагност выясняет мнение обследуемого по вопросам, решению которых он помогает.
5 Обследуемый должен иметь возможность свободно высказывать личное мнение.
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста: рефлексивное и нерефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Оно используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Существует четыре основных приёма поддержания беседы:
1 Выяснение (использование уточняющих вопросов).
2 Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами).
3 Словесное отражение психологом чувств респондента.
4 Резюмирование.
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Оно применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Это особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли при вмешательстве психолога и ведёт себя скованно в связи с разницей в социальном положении между ним и психологом.
В ходе беседы нередко могут возникать различного рода коммуникативные барьеры. К источникам их появления принято относить:
• свойства личности собеседников (внушаемость, эгоцентризм, неуверенность в себе, тревожность, нетерпимость к недостаткам других, невоспитанность, доминантность);
• особенности мышления (трудность вербализации, ригидность мышления, оригинальность мышления, нелогичность);
• особенности восприятия и памяти (избирательность запоминания, рассеянность внимания);
• эмоциональные состояния, сопровождающиеся излишней напряженностью, раздражительностью, низким самоконтролем внешних проявлений эмоций.
Интервью как помежуточный метод
Одним из наиболее распространенных видов опроса и беседы является интервью.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). Еще интервью называют целенаправленным опросом. Этот метод получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.
Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он — исследователь, ему нельзя упускать из внимания план, надо вести разговор в нужном ему русле.
Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответствующей социологической и социально-психологической литературе.
По форме оно бывает:
· свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе), чаще применяется при обследовании детей;
· стандартизованное (детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, стойкая стратегия и тактика). Эта форма дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий соглашается на процедуру интервью. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявление непосредственности и искренности отвечающего;
· частично стандартизованное (стойкая стратегия, тактика более свободная).
В зависимости от целевого назначения, интервью разделяют на:
· диагностическое;
· клиническое.
Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым («исповедальным»).
Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Структура интервью:
а) введение (настройка на беседу, на сотрудничество);
б) свободные высказывания испытуемого;
в) общие вопросы (например, «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);
г) подробное исследование;
д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
Практические задания:
1 Законспектируйте материал по правилам составления опросников и анкет, выделите главные принципы работы с вербальным материалом (текст в приложении 1,2).
2 Работа в группах:
· Составьте опросник мотивации одобрения, руководствуясь правилами составления вопросов.
· Составьте анкету, выявляющую склонность к употреблению ПАВ.
· Составьте схему стандартизированного интервью с родителями ребенка-хулигана.
3 Подготовьте доклад на тему «Коммуникативные барьеры в общении».
4 Прочитайте интервью (см. приложение 3) и ответьте на вопросы:
· Каков вид и тема интервью?
· Какой стиль ведения беседы используется?
5 Воспроизведите план интервью, если бы вы сами готовились к этой встрече.
6 Преобразуйте описание черты или особенности поведения (например, лживость) в задание опросника при помощи:
(а) дихотомических заданий (типа «да-нет»);
(б) трихотомических заданий (типа «да-?-нет»):
(в) альтернативных заданий;
(г) заданий типа «нравится-не нравится»;
(д) заданий с вынужденным выбором;
(е) заданий с рейтинговыми шкалами.
Список литературы:
1 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 320 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)
2 Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
3 Психологическая диагностика: проблемы и исследования/под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.