Упражнения и контрольные задания. 1. Выберите правильный вариант согласованияопределе­ний с определяемыми словами по роду

1. Выберите правильный вариант согласования определе­ний с определяемыми словами по роду:

(новый - новая) толь, (красивый - красивая) тюль, (мягкий - мягкая) шампунь, (тонкий - тонкая) вуаль, (болезненная - бо­лезненный) мозоль, (вкусный - вкусная) фасоль, (красный - красная) гуашь.

2. Выберите один из вариантов, мотивируйте свой выбор. В каких случаях возможны оба варианта? Проверьте правиль­ность своего выбора по Орфоэпическому словарю:

узкий манжет - узкая манжета, стальной рельс - стальная рельса, красивый клипс - красивая клипса, старый туфель— ста­рая туфля, домашний тапочек - домашняя тапочка, яркий георгин - яркая георгина, билет с плацкартом - билет с плацкартой, вне­сти корректив - внести коррективу, войти в вольер - войти в вольеру, лесной проток - лесная протока, закрыть ставень -закрыть ставню, обрезать заусенец - обрезать заусеницу, завязать кроссовок - завязать кроссовку, офицерский погон - офицерская погона, черный клавиш - черная клавиша, правый сандалет -правая сандалета.

3. Выберите нужный вариант:

Лицо женщины было скрыто (густым вуалем - густой вуа­лью). Крыша была добротно покрыта (толем - толью). Мастер должен быстро устранить неисправность (рельсы - рельса). Он быстро поправил (манжет - манжету). После мытья (этим шампунем - этой шампунью) волосы становятся блестящими. Врач удалил (болезненный мозоль — болезненную мозоль).

4. Допишите окончания прилагательных. Вспомните, как определяется род несклоняемых существительных? Проверьте правильность выбора по словарю:

русск... барокко, ноли... фиаско, весел... попурри, бесспорн... алиби, точн... пенальти, черн... кофе, крепк... алоэ, вкусн... драже, высок... цунами, широк... авеню, профессиональн... регби, молод... кольраби, свеж... салями, начинающ... рантье, талантлив... травести, нов... атташе, правительственн... коммюнике, ледов... ревю, спортивн... шоу, строг... табу, маленьк... колибри, красив... колье, солнчн... Сочи, многмиллион... Токио, растуш... Балаково, разрушительн... торнадо, настоящ... леди, неизвестн... факсимиле.

5. Определите грамматический род следующих аббревиа­тур:

ГЭК, ЖЭУ, ЭВМ, АСУ, ТЭЦ, облуно, СГУ, ГРЭС, МИД, ВАК.

6. Образуйте формы множественного числа именительно­го падежа следующих существительных:

диспетчер - диспетчеры, бухгалтер -..., офицер, почерк, торт, лектор, ректор, слесарь, джемпер, договор, суп, корпус, ка­тер, клапан, ветер, вымпел, тон, конструктор, вензель, сектор, цех, крейсер, трактор, кондуктор, корректор, профессор, табель, лагерь, шофер, конкурс.

7. Образуйте формы родительного падежа множествен­ного числа, употребив их в словосочетаниях.

Обра зе ц: салат из свежих (огурцы и помидоры) - салат из свежих огурцов и помидоров.

Несколько (гектары), пять (килограммы), восемь (полотен­ца) и шесть (простыни), зажечь несколько (свечи), восемь (ампе­ры), обойтись без (комментарии), взять ребенка из (ясли), более 600 (граммы), несколько (армяне, якуты, грузины, казахи, тата­ры, башкиры), пара (туфли), пять (грабли), наступление (сумер­ки), несколько (пригоршни) воды, без новых (ботинки и сапоги), обойтись без ненужных (распри), отвыкнуть от деревенских (без­дорожья), не иметь четких (критерии).

8. Выберите нужную падежную форму существительного:

быть в отпуске/отпуску, расти в старом саду/саде, играть в "Вишневом саду/саде" А. П. Чехова, изменения в быту/быте де­ревни, хранить препараты в спирту/спирте, смочить ватку в спирту/спирте перед уколом, прочесть в "Лесе/лесу" А.Н. Ост­ровского, оказаться в густом лесе/лесу, собрание в цехе/цеху, вы­пить чаю/чая, сортировка чаю/чая, поддать пара/пару, давление пару/пара, увязнуть в глубоком снегу/снеге, хлопать дверьми/дверями, известные российские тренера / тренеры, суровые мор­ские штормы /шторма.

9. Запишите числительные прописью, раскройте скобки. Библиотека института ежегодно пополняется 300-400 кни­гами. В систематическом каталоге указано не менее 721850 на­именований. Успеваемость в группе составляет 95,5 %. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Библиотека располагает 2483 диссер­тационными исследованиями. Из 1163 объектов введено около 990. Страна отметила 850-летие Москвы. Небольшой город с 459940 жителями красиво расположен по (обоим /обеим) сторо­нам реки. Засеяно около 754,3 (гектаров /гектара) земли.

10. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числи­тельных.

Трое юношей и трое девушек с нашего факультета приняли участие в конкурсе бальных танцев. До начала экзаменов остава­лось полтора учебного месяца. Четверо студенток представили доклады на конкурс. Работу справочно-информационного отдела обслуживают пятеро человек.

11. Выберите глагольную форму, соответствующую лите­ратурной норме.

Полощет - полоскает, хныкает - хнычет, машет - махает, щиплет - щипает, исчез - исчезнул, намок - намокнул.

12. От данных наименований лиц в мужском роде образуй­те соответствующие формы женского рода.

Китаец, француз, грек, индиец, кореец, перс, араб, норве­жец, датчанин, поляк, турок, индеец.

Москвич, петербуржец, саратовец, ростовчанин, архангело-городец, красноярец, воронежец, томич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: