Примерный план лекции:
1. Капитал: понятие, теория, сущность, формы.
2. Основной и оборотный капитал: анализ, структура. Амортизация основного капитала.
3. Инвестиции: сущность, источники финансирования.
4. Основы бизнес-плана. Производственный, маркетинговый, финансовый планы.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Теория, сущность, формы капитала. Прибыль и ее количественное определение.
2. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Виды амортизационных списаний.
3. Инвестиции: сущность, источники финансирования, анализ.
4. Основы бизнес-плана, его структура, принципы составления.
Тематика докладов и рефератов:
1. Анализ капитала в РК. Физический и моральный износ.
2. Источники инвестиций в РК и анализ их использования.
3. Техника составления бизнес-плана.
При рассмотрении первого вопроса 'Теория, сущность, формы капитала. Прибыль и ее количественное определение" прежде всего, необходимо показать, что категория "капитал" является одной из наиболее фундаментальных, основополагающих. Нет ни
|
|
одной школы; и направления экономической науки, которые бы ни объяснили, что такое капитал. Опубликовано иного работ, одно название которых говорит о роли капитала:
♦ К.Маркс "Капитал";
♦ Е.Бем-Баверк "Капитал и прибыль";
♦ И.Фишер "Природа капитала и прибыли":
♦ Р.Гильфердинг "Финансовый капитал".
♦ Дж.Хикс "Стоимость и капитал" и др.
Исследования теории капитала и прибыли начато со второй половины XIX в. и продолжается до наших дней.
К.Маркс считал, что капитал - это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Он доказал, что деньги - это не капитал. Деньги становятся капиталом тогда, когда на них приобретаются средства производства (основной и оборотный капитал) и рабочая сила. Создателем прибавочной стоимости он считал только труд наёмных рабочих, Превращенная стоимость прибавочной стоимости есть прибыль.
Адам Смит считал, что труд является единственным создателем стоимости только в простом товарном производстве, а с развитием товарно-денежных отношений процесс создания стоимости усложняется. Он выдвинул тезис о том. что стоимость есть результат соединения и взаимодействия грех факторов производства: капитала, земли, труда.
В настоящее время довольно распространенной является теория риска (П. Самуэльсон). В ее основе лежит положение о том. что для хозяйственной деятельности нужны определенные средства, которые могут приносить доход, а могут быть безвозвратно потеряны. Наёмных, работник рискует только потерей работы, владелец капитала рискует потерять его. Поэтому П. Самуэльсон считал, что те лица, которые взвалили на свои плечи риск, должны получать за это премию или прибыль. Прибыль он рассматривает как естественную наград)' за риск владельцу капитала.
|
|
Камаев В.Д. считает, что капитал - это средства производства, различные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, всё, что способно приносить доход.
Булатов А.С. считает, что капитал - это определенная сумма материальных, денежных, интеллектуальных средств, позволяющих своем)7 владельцу вести предпринимательскую деятельность.
Раюберг Б.А., Лозовский ЛЛ1., Стародубцева Е.Б. в "Современном экономическом словаре" (изд. 2-е, М.: Инфра - М., 1999, с.146) определяют капитал так: "Капитал (франц.. англ, capital от лат. capitalis - главный) - в широком смысле это всё, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (Физический капитал). Принято различать основной капитал, представляющий часть капитальных средств, участвующую в производстве в течение многих циклов, и оборотный капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного цикла. Под денежным капиталом понимают денежные средства, с помощью которых приобретается физический капитал. Термин "капитал", понимаемый как капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, именуют также капиталовложениями или инвестициями.
Следовательно, капитал может рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова капитал - это всё. что способно приносить доход. В узком смысле слова (согласно бухучёту) - все активы (средства) фирмы.
По экономическому определению, капитал разделяется на реальный, т.е. в форме средств производства, денежный, т.е. в денежной форме, товарный, т.е. капитал в форме товаров.
Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т.е. на основной и оборотный капитал или. по существующей терминологии, на основные фонды (земля, здания и сооружения, машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, другие виды основного капитала), и оборотные производственные
фонды (сырьё, топливо, энергия, материалы, незавершённое производство, полуфабрикаты покупаемые и собственного изготовления). К основному капиталу обычно относят имущество, используемое больше одного года.
По бухгалтерскому определению оборотный капитал (оборотные средства) - это оборотные производственные фонды, нереализованная готовая продукция, средства в расчетах (с поставщиками и покупателями), денежные средства в кассе предприятия (фирмы), расходы на заработную плату.
По сферам применения капитал делится на:
♦ производственный (промышленный):
♦ торговый;
♦ финансовый (ссудный) и т.д.
Как фактор производства, капитал приносит своему владельцу прибыль.
Прибыль - это разница между общей выручкой и общими издержками, т.е. разница между доходами и расходом.
Есть два метода количественного определения прибыли: масса прибыли и норма прибыли.
Масса прибыли определяется двумя способами:
♦ как отношение прибыли к авансированному капиталу, выраженному в процентах П' = П/К * 100, где П' - норма прибыли, в %
П - величина прибыли,
К - величина капитала.
♦ или как отношение прибыли к объёму продажи
П' = П/О * 100, где О - объем продажи.
Норма прибыли - это важнейший показатель эффективности функционирования капитала.
В условиях рыночной экономики складывается равная прибыль на равный капитал. В среднем, за последние 40 лег, она колеблется от 6.3 до 16,1% по отношению к капитал)' и в пределах 2.4 - 7,1% к объём)' продаж.
|
|
При более низком показателе нормы прибыли предпринимательская деятельность становится бесперспективной, возникает угроза банкротства.
В РК норма прибыли колеблется по годам, и для естественных монополистов предельная норма прибыли устанавливается правительством (от 25 до 50%).
При рассмотрении второго вопроса "Основной и оборотный капитал. Амортизация. Виды амортизационных списаний" прежде всего необходимо дать определение понятий "основной капитал'' и "оборотный капитал" (смотри определение "капитал"), показать, что основной капитал (основные фонды) является главной составной частью капитала фирмы. Соотношение между основным и оборотным капиталом в целом по РК составляет 25:1.
К основному капиталу (основным фондам) относятся земля, здания, сооружения, машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инструмен-ты. скот и т.д.
Основной капитал делится на:
♦ производственный.
♦ непроизводственный.
К производственному капиталу (фондам) относятся средства труда, функционирующие в сфере материального производства.
К непроизводственному капиталу (фондам) относятся средства труда, функционирующие в жилищном и коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, науке, культуре, органах управления, сфере услуг и т д.
Основные производственные фонды определяют производственный потенциал фирмы (страны, отрасли), т.е. способность произвести (выпустить) за какой-то период времени определённое количество продукции нужного ассортимента и качества.
Производственные мощности - это то количество продукции, которое может произвести фирма. Как правило, производственные мощности используются на 60 - 80%. Часть их модернизируется, часть ремонтируется, часть простаивает из-за отсутствия спроса на продукцию.
Производственные фонды обладают технологической и возрастной структурой.
Технологическая структура показывает соотношение между активной частью фондов (рабочие машины, оборудование, непосредственно участвующие в выпуске продукции), и пассивной частью (здания, сооружения и т.д).
|
|
Возрастная структура фондов характеризует юс по сроку службы.
Анализ активных фондов осуществляется по следующим направлениям:
1. Анализ обновления, выбытия, износа основных фондов характеризуется соответствующими коэффициентами:
Кобн. = Фввед./ Фк * 1 00
Квыб. = Фликв./ Фн * 1 00,
где Кобн., Квыб. - коэффициенты обновления и выбытия в %;
Фввед., Фликв. - стоимость введенных и ликвидированных основных фондов (за год), тенге;
Фк. Фн - стоимость основных фондов на конец и начало года, тенге.
Коэффициент износа - это доля в основных фондах тех фондов, возраст которых превышает нормативные сроки. Так, на начало 1998 г. износ основных фондов в Казахстане составил более 40%, в том числе в промышленности - 53%.
2. Анализ эффективности использования основных фондов характеризуют:
♦ фондоотдача
, где - фондоотдача, тенге/тенге;
Q- стоимость выпущенной продукции, тенге;
Ф - среднегодовая стоимость основных фондов, тенге;
♦ капиталоёмкость основного капитала:
Кс = Коон./ Ср, где Кс - капиталоёмкость, тенге/тенге;
К осн. - стоимость основного капитала, тенге:
Ср - себестоимость реализованных товаров и услуг, тенге.
В процессе использования основной капитал подвергается физическому и моральному износу (старению). Этот процесс предполагает замену изношенных и устаревших машин, оборудования, приборов, транспортных средств, зданий и сооружений на новые.
Финансовым отражением износа и старения основного капитала является ежегодное списание части его стоимости в амортизационный фонд.
Амортизационный фонд:
♦ специальный фонд,
♦ не облагается налогами,
♦ служит для финансирования капвложений.
Размер ежегодных амортизационных отчислений зависит от срока службы оборудования. Срок служб основного капитала, размер амортизационных отчислений, порядок списания основного капитала устанавливает Минфин РК.
Слишком большие списания основного капитала в амортизационный фонд способствуют:
♦ ускоренному выходу из кризиса и обновлению основного капитала:
♦ росту цен, инвестиций;
♦ сокращению поступлений в бюджет.
Существуют следующие виды амортизационных списаний:
♦ линейное или пропорциональное. Оно может быть простым и ускоренным:
♦ дополнительное, когда сумма амортизационных отчислений превосходит первоначальную стоимость;
♦ особое, когда в целях оживления хозяйственной деятельности государство разрешает временно увеличить норму амортизационных отчислений:
♦ предварительное, когда амортизационное списание осуществляется до начала функционирования оборудования;
♦ дигрессивное, т.е. списание с уменьшением остатка основного капитала.
В РК под влиянием инфляции амортизационные фонды сильно обесценились. Сокращение производства на 40 - 60% (в США даже во время великой депрессии производство сократилось на 30%) привело к уменьшению амортизационных отчислений. Кроме того, амортизационные фонды зачастую использовались не по назначению. Капвложения не соответствовали требованиям даже простого воспроизводства. Всё это привело к быстрому старению основных фондов.
Поэтому государство:
♦ приняло ряд мер по упорядочению системы амортизационных списаний;
♦ упорядочило использование средств из амортизационных фондов;
♦ провело индексацию амортизационных фондов;
♦ предоставило малым предприятиям льготы по списанию основного капитала.
К оборотному капиталу - относится имущество, служащее менее одного года, такое как сырьё, топливо, энергия, материалы и полуфабрикаты, незавершённое производство, нереализованная готовая продукция, средства в расчетах с поставщиками и покупателями, денежные средства в кассе предприятия, расходы на заработную плату.
Оборотный капитал оборачивается намного быстрее основного капитала и переносит свою стоимость на готовый продукт в течение одного производственного цикла.
При определении эффективности использования оборотного капитала используются показатели:
♦ оборачиваемость оборотного капитала
Об узаз;. = Qр / Коб., где Qр - объём реализации продукции,
Коб. - среднегодовая стоимость оборотных средств;
♦ текущая ликвидность
Л = Коб./ Окр, где Окр - краткосрочные обязательства предприятия.
Текущая ликвидность отражает, достаточно ли у фирмы (предприятия) средств для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года (краткосрочных займов, кредитов, кредиторской задолжности).
На практике перед каждым предпринимателем встаёт вопрос: "Какова реальная рыночная стоимость его капитала (фондов, активов)?' Её определение называется "оценка бизнеса".
Существует три основных подхода к оценке предприятия:
♦ доходный. Он основывается на оценке будущих доходов собственности и состоит из двух методов:
а) Метод оценки по ставке капитализации. Этот метод, выражая уровень доходности данного объекта, позволяет осуществлять его оценку. Он применяется при стабильном и неизменном доходе на протяжении ряда лет и наиболее часто используется
при оценке недвижимости. Например, в Астане сдана в аренду квартира за 200$ в месяц на пять лет. Ставка срочного банковского валютного депозита составляет 10% годовых. Это значит, что при годовом доходе в 2400$, рыночная стоимость квартиры составляет 24000$.
б) Метод дисконтирования - основан на прогнозе денежного дохода, который будет получен инвестором (покупателем) данного предприятия. Этот будущий денежный доход дисконтируется (приводится к эквивалентной текущей стоимости,).
♦ рыночный. Этот метод включает три основных метода оценки:
а) метод рынка капиталов,
б) метод сделок;
в) метод отраслевой оценки.
♦ затратный. Он включает оценку финансовых, материальных и нематериальных активов на основе балансового отчета с учётом различного рода поправок (износ, старение и пр.).
Все три подхода взаимосвязаны. При оценке того или иного предприятия используются два или все три оценочных подхода и его, как правило, проводят опытные эксперты, оценщики.
При рассмотрении третьего вопроса "Инвестиции: сущность, источники финансирования" необходимо показать, что инвестиции - это затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов капитала в экономике.
Инвестирование - это процесс производства и накопления средств производства, которые используются для создания товаров и услуг и доставки их потребителю.
Инвестиции могут быть в виде:
♦ денежных средств;
♦ банковских вкладов;
♦ акций, ценных бумаг.
Инвестиции вкладываются в:
♦ движимое и недвижимое имущество,
♦ интеллектуальную собственность
♦ имущественные права,
♦ другие ценности
Инвестор - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
♦ собственных ресурсов (часть прибыли, которая идёт на капитализацию, амортизационные отчисления, денежные накопления и т д.);
♦ заёмных средств (облигации, банковские кредиты, бюджетные кредиты и т.д.);
♦ привлечённых средств (средства, полученные от продажи акций, паевых взносов, бюджетных инвестиционных ассигнований).
Инвестиции в основные фонды используются на:
♦ строительство,
♦ реконструкцию,
♦ техническое перевооружение,
♦ приобретение оборудования, инструментов, хозяйственного инвентаря и т.д.
Инвестиционный проект проходит многообразный анализ:
♦ анализ динамики инвестиций - позволяет судить об инвестиционной активности фирмы:
♦ анализ структуры инвестиций - характеризует будущую картину деятельности фирмы, её территориальную экспансию, осуществление технического перевооружения, технологическую структуру и т.д.;
♦ анализ доходности инвестиций - позволяет оценить ожидаемые доходы.
Подготовка и реализация инвестиционного проекта предполагает:
♦ проведение предварительного технико-экономического обоснования,
♦ подготовку оценки, принятия, осуществления, эксплуатации проекта.
На всех этих стадиях проводятся:
♦ технический анализ (обосновывается, как будет использоваться техника и технология);
♦ коммерческий анализ (анализируются рынки сбыта продукции);
♦ институционный анализ (даётся организационно-правовая оценка инвестиционного проекта);
♦ социально-культурный анализ (позволяет судить о воздействии инвестиционного проекта на жизнь местных жителей);
♦ анализ окружающей среды (позволяет сделать оценил- ущерба, наносимого проектом окружающей среде);
♦ финансовый анализ (позволяет судить о получении прибыли);
♦ экономический анализ (показывает срок окупаемости инвестиционного проекта).
Показателями эффективности инвестиционного проекта являются:
♦ затраты,
♦ рентабельность,
♦ срок окупаемости.
При рассмотрении четвертого вопроса "Основы бизнес-плана. Производственный, маркетинговый, финансовый план” необходимо показать, что такое бизнес-план, какова его структура, как он разрабатывается.
Бизнес-план - это краткое изложение целей, путей и средств обеспечения организуемого фирмой производства (услуг). Он также используется для обоснования инвестиций, привлечения инвесторов и получения кредита.
На основании бизнес-плана инвестор или кредитор составляет своё мнение о фирме и принимает решение о предоставлении средств.
Составной частью бизнес-плана являются: производственный, маркетинговый, финансовый план.
Производственный план - это часть бизнес-плана, связанная с производственной деятельностью фирмы (предприятия).
Маркетинговый план - это часть бизнес-плана, в которой описываются вопросы, связанные с маркетинговой деятельностью фирмы (предприятия).
Финансовый план - это часть бизнес-плана, связанная с финансовой деятельностью фирмы (предприятия).
При разработке бизнес-плана прежде всего необходимо учитывать, кому он будет адресован: кредитору или инвестору. Ведь у кредитора и инвестора разные интересы.
Кредитор прежде всего заинтересован в том, чтобы кредитуемая фирма была достаточно надежна, и он мог вовремя получить долг и причитающийся ему процент. Его мало интересует размер прибыли, получаемой фирмой.
Инвестор, наоборот, заинтересован в том, чтобы фирма, в которую инвестируются средства, получала высокую норму прибыли, т.е. имела высокую рентабельность (доходность).
К бизнес-плану предъявляются следующие требования. Он должен:
1. быть: ♦ легко читаем;
♦ хорошо оформлен;
♦ реалистичен;
♦ подкреплен расчетами;
♦ объемом не более 40 страниц
2. показывать: ♦ мотивацию деятельности,
♦ кто является владельцем фирмы,
♦ из кого состоит команда менеджеров, их профессиональный уровень;
3. убедить: ♦ кредитора - в возвратности кредита;
♦ инвестора - в высокой прибыльности.
Бизнес-план должен состоять из:
1) титульного листа,
2) оглавления,
3) основной части (содержания),
4) приложения.
На титульном листе указываются:
а) полное официальное название фирмы. Если у фирмы есть фирменный знак, то он помещается на титульном листе после названия фирмы,
б) организационно-правовая форма предприятия,
в) юридический адрес фирмы, т.е. адрес, указанный в регистрационных документах,
г) почтовый адрес фирмы,
д) телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты,
е) фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица. При этом желательно указать несколько контактных телефонов, включая домашние.
ж) дата: месяц и год составления и рассылки бизнес-плана.
з) порядковый номер экземпляра,
и) гриф конфиденциального характера документа.
В оглавлении дается название разделов с указанием страниц.
В основной часта (содержании) бизнес-плана дается:
I. Описание фирмы.
II. Описание бизнеса.
III.Описание товаров и услуг.
IV.Производственный план.
V. Маркетинговый план.
VI.Финансовый план.
I. Описание фирмы:
♦ когда предприниматели создали или купили фирму;
♦ расширяют ли они производственную деятельность или отпочковались от более крупной материнской фирмы;
♦ статус фирмы (акционерное общество, ТОО и т.д.);
♦ дата и место регистрации фирмы, её владельцы и управленческий персонал со всеми изменениями за последние пять лет;
♦ изложение достижений и анализ ошибок, исправленных фирмой за период ее деятельности.
П. Описание бизнеса:
♦ направления деятельности (производство, торговля, услуги и тд.);
♦ состояние отрасли в целом и как фирма вписывается в отрасль, какое место в ней занимает;
♦ кто является потребителем продукции (услуг) фирмы;
♦ является ли бизнес сезонным, ориентирован на производство небольшого количества высококачественных или на массовое производство дешёвых товаров (услуг);
♦ пели бизнеса (какие средства хочет получить предприниматель и в какие сроки);
♦ какая ожидается прибыль от вложений:
♦ почему фирма уверена в успехе и в её прибыльности.
В этом разделе стараются обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данной фирмы.
Ш. Описание товаров или услуг. В этом разделе:
♦ даётся описание продукции фирмы и сё физические свойства;
♦ объясняется, какие потребности удовлетворяют её товары или услуги, что отличает данный товар от других, имеющихся на рынке. Каковы его преимущества и недостатки, что выигрывает потребитель, приобретая этот товар или услугу;
♦ указывается, какой интеллектуальной собственностью располагает предприниматель: патенты, лицензии, секреты производства и т.д.
IV. Производственный план.
Основной целью производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности фирмы качественно и в срок производить товары (услуги), т.е. эффективность предприятия (фирмы).
Производственный план состоит, из 7 разделов:
1) технология производства. В нем описываются:
♦ процесс разработки продукта, услуг или технология;
♦ последовательность операций:
♦ особенности производства;
♦ экологичность, безопасность;
♦ структура издержек и перспектива их снижения:
♦ организация сервиса.
2) внешние факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность. К их числу относятся:
♦ доступ к экономическим ресурсам.
♦ поставщики.
♦ клиенты,
♦ изменения в технологии,
♦ изменения в законодательстве.
3) риск. В этом разделе указывается:
♦ насколько данный бизнес рискован и какие меры приняты по защите от риска;
♦ перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса:
♦ вероятность риска;
♦ оценка убытков в случае их наступления;
♦ допустимый уровень убытков;
♦ организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;
♦ все виды страховок с указанием названий страховых компаний, номеров страховых полисов, сроков и условий страховки.
4) ресурсы. В этом разделе рассматриваются материальные и людские ресурсы фирмы:
К материальным ресурсам относятся:
♦ производственные помещения,
♦ транспортные средства,
♦ машины и оборудование,
♦ сырьё и материалы,
♦ запасы готовой продукции,
♦ местоположение фирмы,
♦ транспортная и коммуникационная инфраструктуры.
♦ производственные площади,
♦ количество и технический уровень оборудования.
К людским ресурсам относится:
♦ анализ управленческого аппарата;
♦ количество рабочих и их квалификация.
5) менеджеры, владельцы. В этом разделе указывается:
♦ весь управленческий персонал;
♦ почему эти люди собрались вместе;
♦ мотивация их совместной деятельности;
♦ активные инвесторы, предоставившие предприятию капитал, консультации или экспертизу,
♦ сотрудники на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам, юрисконсульт и проч.);
♦ совет директоров;
♦ консультанты из других фирм (в т.ч. юридических, банков, бирж, университетов и т.п.)
6) организационная схема управления фирмой. В этом разделе показывается:
♦ как взаимодействуют службы:
♦ кто чем занимается:
♦ как осуществляется координация и контроль за различными видами деятельности.
7) кадровая политика и стратегия. В этом разделе указывается:
♦ чем руководствуется фирма при решении кадровых вопросов;
♦ условия найма персонала:
♦ структура вознаграждения:
♦ форма стимулирования персонала, в т.ч. участие в прибылях.
V. Маркетинговый план.
В нем фирма разъясняет, как она воздействует на рынок и потребителя в целях обеспечения сбыта своей продукции. В этой части бизнес-плана даются следующие разделы:
♦ маркетинговая стратегия,
♦ анализ рынка,
♦ ценообразование.
♦ cистема продвижения товаров.
1) В разделе маркетинговая стратегия показывается:
♦ планирование и организация сил фирмы в наиболее выгодных и перспективных направлениях;
♦ цели маркетинга по продаже товаров (услуг);
♦ рынки сбыта, тактика и стратегия конкурентной борьбы;
♦ бюджет маркетинга и т.д.
2) Анализ рынка. В этом разделе даётся:
♦ анализ состояния отрасли, к которой относится данная фирма;
♦ анализ основных конкурентов и острота конкуренции;
♦ анализ сильных и слабых сторон конкурентов, их воздействие на данную фирму.
Результаты сравнительного анализа конкурентов можно представить в виде таблицы или диаграммы;
♦ прогноз развития конкуренции в будущем;
♦ несколько вариантов расчета предполагаемого объема продаж фирмы по товарам и услугам, группам потребителей и наиболее вероятный н оптимальный из них.
3) Ценообразование. В этом разделе рассматривается:
♦ общий подход фирмы к ценовой политике;
♦ её ценовая стратегия;
♦ принципы ценообразования в зависимости от качества продукции:
♦ цены конкурентов;
♦ возможная реакция потребителей на повышение или понижение цен:
♦ рассчитывается эластичность спроса по цене;
♦ рассматриваются меры, которые следует принять в случае изменения цен конкурентами.
При определении ценовой стратегии обычно исходят из целей фирмы. Поэтому ценовая политика может быть различной.
При выходе на новый рынок для привлечения покупателей устанавливаются заниженные цены. Новые товары продаются, как правило, по более высокой цене в течение периода, когда они находятся вне конкуренции.
4) Система продвижения товаров (услуг). В этом разделе указываются:
♦ оптимальные схемы транспортировки и складирования товаров;
♦ создание каналов сбыта (магазины, фирмы посредников, дилерские сети и т.д.);
♦ методы стимулирования продаж;
♦ организация послепродажного обслуживания:
♦ реклама;
♦ формирование общественного мнения;
♦ организация ярмарок, выставок продукции:
♦ продажа товаров в рассрочку;
♦ схема гарантированного обслуживания:
♦ расчет средней стоимости ремонта и запасных частей, средние сроки ремонта;
♦ величина средств, выделенных на рекламу;
♦ какие виды рекламы будут использоваться фирмой:
♦ связь между затратами на рекламу и прибылью фирмы.
VI. Финансовый план. Это наиболее сложная часть бизнес-плана. Он включает в себя набор:
♦ финансовых планов и отчетных документов;
♦ расчет безубыточности деятельности фирмы;
♦ оперативный план (отчет) за каждый период и по каждому товару и рынку;
♦ план (отчет) о доходах и расходах по производству товаров (услуг). В нем показывается, получает ли фирма прибыль или терпит убытки от продажи каждого из товаров:
♦ план (отчет) о движении денежных средств (поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности фирмы);
♦ балансовый отчет (итоги деятельности фирмы);
♦ анализ безубыточности (может быть рассчитан с использованием формулы или посредством построения графика).
Кроме того, даётся подробный анализ затрат, нормы прибыли, сроков окупаемости, оборачиваемости оборотного капитала, текущей ликвидности, коэффициента обновления и выбытия основных фондов, коэффициента износа, фондоотдачи, капиталоёмкости и т.д.
В приложении к бизнес-плану даётся:
а) пояснение специальных терминов (в тексте - ссылка на него),
б) исполнительское резюме (краткое изложение бизнес-плана на 2-3 страницах). Иногда резюме помешается в самом начале бизнес-плана.
в) таблицы, диаграммы и т.д.
г) сопроводительные документы:
♦ регистрационное свидетельство:
♦ устав;
♦ патентная документация;
♦ описание постов, должностные инструкции, кадровые справки;
♦ товарные спецификации, буклеты, чертежи, фотографии;
♦ прейскуранты, инвентарные ведомости;
♦ образцы рекламных материалов:
♦ копии договоров и контрактов;
♦ финансовые документы: расчеты и анализ валовой прибыли, бюджета, баланса движения денежных средств за год и за пять лет. анализ финансовых коэффициентов, расчет точки безубыточности и т д.
ВЫВОДЫ.
1. Капитал делится на основной и оборотный, а по сферам функционирования - на произ-еодственный (промышленный), торговый, финансовый (ссудный).
2. Среди теорий капитала и прибыли наиболее известны:
♦ трудовая,
♦ теория факторов производства,
♦ теория воздержания,
♦ теория риска.
3. При анализе основного капитала используют показатели:
♦ коэффициент обновления, выбытия,» износ основных фондов,
♦ фондоотдача.
♦ капиталоёмкость и др.
При анализе оборотного капитала используют показатели:
♦ материалоёмкость,
♦ энергоёмкость,
♦ металлоёмкость,
♦ оборачиваемость,
♦ ликвидность.
4. Термин "инвестиции" - финансовое и экономическое определение. Финансовое определение инвестиций - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Экономическое определение инвестиций - это расходы на создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение основного капитала, изменения оборотного капитала.
5. Бизнес-план - это краткое изложение целей, путей и средств обеспечения организуемого фирмой производства (услуги). Используется для обоснования инвестиций и привлечения кредитов. На основании этого документа инвесторы и кредиторы составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств.
6. Бизнес-план состоит из производственного, маркетингового и финансового плана.