Естественная убыль грузов

В процессе перевозки многих грузов уменьшается их масса. Это явление даже при надлежащем исполнении обязанностей перевозчика в полной мере предотвращено быть не может, так как оно обусловлено естественными свойствами груза, условиями производства погрузочно-разгрузочных работ и отсутствием надежных технических средств предотвращения убыли массы грузов.

Естественной убылью груза называется уменьшение его массы под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса хранения и перевозки груза.

Различают 5 видов естественной убыли массы груза: распыление, раструска, утечка, улетучивание и усушка.

Распыление и раструска представляют собой аналогичные друг другу явления, которые происходят главным образом во время погрузочно-разгрузочных работ. Этому явлению подвержены все навалочные и насыпные грузы, а также порошкообразные вещества в неплотной таре. Процесс распыления тарных грузов заключается в том, что во время погрузочно-разгрузочных операций или в рейсе порошкообразные вещества (мука, крахмал, сахар, цемент, удобрения) проникают через незначительные отверстия материала тары наружу. Наибольшему распылению подвергаются порошкообразные продукты, упакованные в джутовые мешки. Значительно меньше распыляется груз, упакованный в бумажные крафтмешки, бочки и ящики. Надежно защищают груз от распыления и раструски полиэтиленовые вкладыши.

Утечкой называется потеря части жидкого груза, перевозимого наливом или в таре, вследствие его просачивания через щели и неплотности в таре, сосуде, емкости или соединениях трубопроводов. Утечка возникает также как следствие диффузии жидкого груза, перевозимого в деревянных бочках (масла, сиропы, экстракты, вино), когда он всасывается в тару, пропитывает ее насквозь и понемногу просачивается наружу. Предотвратить утечку можно путем герметизации тары, емкостей и трубопроводов, а также необходимой заботой перевозчика о грузе в процессе хранения и перевозки (изоляция груза от тепловых воздействий, поддержание соответствующих влажностно-тепловых режимов и т.д.).

Улетучивание — следствие физико-химических свойств отдельных видов грузов. Улетучиванию подвержены как жидкие нефтепродукты (спирты, эфиры, смолы), так и некоторые твердые вещества (нафталин, корица, ваниль). Разновидностью улетучивания является диффузионное испарение жидкости, перевозимой в деревянной таре. Интенсивность диффузии и испарения жидкости зависит от свойств продукта, плотности материала тары, кратности ее использования, а также от состояния окружающей среды. Улетучивание — необратимый процесс, поэтому грузы, подверженные этому свойству, следует перевозить в герметичной таре.

Усушкой называется полное или частичное испарение находящейся в грузе влаги. Усушке подвержены грузы, содержащие в своем составе влагу (зерно, волокнистые, пищевкусовые, химические). Чем больше груз содержит влаги или летучих веществ, тем интенсивнее усушка. Увеличению усушки способствуют высокая температура, низкая относительная влажность, продолжительное хранение и длительное транспортирование. В зависимости от рода груза усушка может быть как возвратимой, так и невозвратимой. Основные грузы (зерно, руды, уголь, и др.) способны не только отдавать, но и воспринимать влагу, вследствие чего можно добиться восстановления массы усушенного груза, создав для этого соответствующие условия.

При перевозке некоторых грузов указанные факторы действуют одновременно, что увеличивает размеры потерь.

Естественную убыль можно уменьшить, если:

- груз упаковывать в тару, соответствующую его физико-химическим свойствам;

- применять соответствующие роду груза погрузочно-разгрузочные механизмы и грузозахватные приспособления;

- соблюдать правила хранения, погрузочно-разгрузочных работ и перевозки груза;

- применять на транспортных средствах и складах совершенную технику для обеспечения сохранности грузов.

Однако полностью предотвратить естественную убыль многих грузов либо не удается, либо нерационально, так как затраты средств на предотвращение убыли превышают стоимость потерь. В таких случаях устанавливают нормы естественной убыли грузов (в процентах от массы перевозимого груза) на основании средних величин потерь грузов при нормальных условиях транспортного процесса, включая хранение и перегрузки груза. Они являются предельными (контрольными) для определения закономерности фактически выявившейся убыли груза при перевозке.

Для большинства грузов нормы не зависят от дальности перевозки, но они учитывают их специфические особенности. Hopмы естественной убыли установлены по перевозкам:

- зерна (насыпью и в таре), муки, крупы, солода — в зависимости от расстояния перевозки (до 1000 км — 0,1%, свыше 1000 км — 0,2%);

- масла растительного, нефтяных грузов, продуктов коксобензойной и лесохимической промышленности — в зависимости от тары и времени года;

- минеральных удобрений всех видов (твердых в гранулах) – 0,05% от общей массы;

- нефтегрузов наливом — в зависимости от вида нефтепродукта и сезона перевозки с учетом потерь при наливе и сливе;

- бензина – в зависимости от сезона и климатической зоны;

- строительных грузов — с учетом потерь при хранении и перегрузочных операциях;

- навалочных и сыпучих грузов в прямом смешанном железно-дорожно - автомобильном сообщении — с учетом потерь при перевалках с одного вида транспорта на другой. Для рудных и каменноугольных грузов установлены дополнительные нормы убыли на каждую перевалку — 1%;

- товары бытовой химии в мелкой расфасовке – в зависимости от вида потребительской тары (бумажная – 0,2%, пластмассовая – 0,2%, металлическая – 0,15%, стеклянная – 0,3% от суммы партии товара).

Нормы естественной убыли не применяют при перевозке грузов в герметичной упаковке и стандартной жесткой таре, фасованного сливочного масла и маргарина, а также мороженого рыбного филе. Не устанавливают норм и для перевозки некоторых гигроскопических грузов, которые в обычных условиях водной перевозки склонны поглощать влагу (волокнистые материалы, лесные грузы, чай).

В тех случаях, когда при перевозке изменяется влажность груза, его массу определяют с учётом установленной нормы естественной убыли и пересчитывают на изменение влажности.

Нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: