Языковые особенности научного стиля

Научная речь – это речь монологическая. Автор, излагая свою мысль, представляет процесс поиска истины в наиболее оптимальном варианте. Читатель же, сделав определенные логические ходы, должен прийти к желаемому выводу-результату под руководством автора. Несмотря на типичность монологической формы научной речи, в тексте научной направленности прослеживается постоянное обращение автора к читателю, автор сообщает читателю о своих целях (коротко обрисуем схему развития планетной системы; наметим новые подходы в исследовании этого феномена), квалифицирует свои действия (рассмотрим, проиллюстрируем, приведем следующий пример), заключает соглашение с читателем об использовании тех или иных терминов и понятий – сделаем несколько пояснений; термины сема и семантический компонент употребляются нами как синонимы) и т.п. То есть автор методично, шаг за шагом поясняет читателю ход своих действий, приводит примеры, обращается к истории вопроса, анализирует результаты эксперимента и т.п. Можно говорить о предельной диалогизированности научного текста, так как профессиональная сфера всегда предполагает обсуждение проблемы. Поэтому существует понятие «научного диалога».

Задание 1. Прочитайте следующий отрывок из научной статьи. Сколько внутритекстовых шагов делает автор? Выделите языковые средства, способствующие вашей интерпретации действий автора в тексте.

Звезды формируются из отдельных сгустков распавшегося облака. Рассмотрим этот процесс более подробно. При сжатии облака увеличивается его температура, давление внутри облака растет до тех пор, пока не возникнут условия для протекания термоядерных реакций. Сжатие звезды продолжается до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды. Возникнет звезда или нет, полностью определяется массой облака. Расчеты показывают, что при массе 10 ⁿ - 10 ⁿ масс Солнца температура будет недостаточна для запуска термоядерных реакций. Если же масса облака будет слишком велика, то силы гравитации сожмут звезду в точку. Образуется черная дыра. При М~ 100 масс Солнца звезда сожмется в любом случае.

Не менее сложным является вопрос об образовании планетных систем. На протяжении последних лет было высказано несколько десятков космогонических гипотез о развитии Солнечной системы [5]. Прежде всего необходимо решать вопрос, откуда взялось вещество, служившее строительным материалом для планетной системы. Здесь возможны следующие случаи: 1) планеты образовались из того же газо-пылевого облака, что и Солнце; 2) вещество было захвачено Солнцем при его обращении вокруг центра Галактики; 3) вещество отделись от Солнца в процессе его эволюции. Сейчас наиболее вероятным представляется первый вариант. Коротко обрисуем схему развития нашей планетной системы исходя из этого предположения. (Нагайцев А. Ю., Нагайцев Ю. В. Общие закономерности догеологической эволюции Земли и планет // Вестник СПбГУ. Сер. 7. 1995. Вып. 3 (№ 2). С. 112.)

Перед тем как перейти к характеристике собственно языковых особенностей научного стиля, сформулируем определяющие их экстралингвистические (то есть внеязыковые) черты научной коммуникации.

Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность изложения. Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безóбразность.

Рассмотрим, какие именно языковые средства позволяют достигнуть автору научного текста этих основных черт: обобщенности, логичности, точности, информативной насыщенности и объективности.

Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается как особым использованием лексики, так и применением специальных грамматических форм.

Лексический уровень. Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики (количественно она явно преобладает над конкретной): испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т.д. В отвлеченных и обобщенных значениях используются не только слова с абстрактной семантикой, но и слова, обозначающие вне научного стиля конкретные предметы. Так, в предложении В нашей местности растут дуб, ель, береза слова дуб, ель, береза обозначают не единичные, конкретные предметы (конкретное дерево), а класс однородных предметов, породу деревьев, т.е. выражают не частное (индивидуальное), а общее понятие. В предложении Микроскоп - это прибор, увеличивающий в несколько сот и даже тысяч раз слова микроскоп, прибор обозначают не конкретные микроскоп или прибор, а микроскоп, прибор вообще (всякий, любой, каждый). Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый.

Поскольку в области науки и техники требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, специфической особенностью словарного состава научного стиля является использование терминологии. Термин (от лат. terminus граница, предел) – это слово или словосочетание, обозначающие специальные понятия особой области знания или деятельности. Термины должны характеризоваться строго определенным значением.

Особенности термина заключаются в следующем:

1) системность (термин входит в общую лексическую систему языка лишь посредством конкретной терминологической системы, терминологии). Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.).

2) наличие определения (дефиниции). Термин не только обозначает то или иное понятие, но и обязательно подразумевает определение (дефиницию) понятия. Например: Лексикология - раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка (Лингвистика).

3) тенденция к однозначности в пределах своей терминосистемы – это основное требование, влияющее на точность научной речи. Например: Реакция 1. Биол. Ответ на внешнее и внутреннее раздражение. 2. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами. Ср. также: кризис (полит., биол., электр.), клетка (строит., анат., биол., матем.), раздражитель (хим., биол., электр.), адаптация (биол., пед.), охлаждение (физ., хим.) и др.

4) отсутствие экспрессии (не выражает отношение автора к обозначаемому).

5) краткость, благозвучность (в идеале).

Кроме узкоспециальной терминологии существует также и общенаучная терминология, т.е. слова общенаучного употребления, использующиеся в разных отраслях знаний, которые составляют значительную часть лексики научной речи: величина, функция, количество, качество, свойство, значение, элемент, эксперимент, процесс, множество, часть, время, результат, следствие, условие, причина, взаимосвязь, анализ, синтез, доказательство, система, базироваться, поглощать, ускорять, минимально, универсальный и т.д.

Также в научном стиле употребляются и фразеологизмы терминологического характера, речевые клише, характерные именно для этой функциональной разновидности речи: представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к... и т.п.

Существует несколько способов введения термина в научный текст: прямое определение; описательное разъяснение; подбор синонима или синонимического сочетания; способ аналогии; расшифровка исходного этимологического значения.

Задание 2. Проанализируйте способы введения терминов в текст:

1) В дальнейшем нас будут интересовать только так называемые базисные решения, то есть такие решения системы, для которых значения свободных неизвестных равны нулю. 2) Термин «кибернетика» происходит от греческого «кибернетес» (рулевой) и напоминает, что кибернетика – наука об управлении или, более точно, наука об общих законах преобразования информации в управляющих системах. 3) Многие ферменты - чистые белки, в других ферментах белки связаны с какими-либо другими химическими соединениями, называемыми ферментами.

Задание 3. Приведите примеры терминов, используемых в вашей научной специальности. Дайте их определение.

Задание 4. Определите, в каких предложениях выделенные слова являются терминами. Аргументируйте свой ответ.

1. У гуся страшная сила в крыльях: крылом он может перебить противнику крыло. – Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. 2. Некоторые деревья поражали своими размерами. – У него были туфли огромного размера. – Он объяснил мне, что такое ямб, хорей и другие стихотворные размеры. 3. Лепестки, пестик и тычинки – это части цветка. – Она толкла в ступке корицу, усердно стуча пестиком. 4. Крышка рояля была разбита, молоточки повреждены. – В руке он держал маленький блестящий молоточек. – Мышца, прикрепляющаяся к рукоятке молоточка, может натягивать барабанную перепонку.

!!! В текстах научного стиля не принято использовать слова и словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской, а также слова ограниченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т.д.).

Морфологический уровень. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над глаголом, широким употреблением имен существительных на - ние, -ие, -ость, -ка, -ция, -фикация и т.п. со значением признака действия, состояния, изменения.

Типичны для научной речи отглагольные имена существительные (взаимодействие - взаимодействовать, зависимость - зависеть, разработка - разрабатывать, классификация - классифицировать и т.д.). В отличие от производящих глаголов такие существительные характеризуются более отвлеченным значением и, как правило, носят терминологический характер. Этим и объясняется их преобладание.

Отвлеченность и обобщенность научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение, определение, воззрение, умонастроение, перераспределение, напряжение, возникновение, окисление и т.д. Среди существительных мужского и женского рода многочисленны слова с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность, потребность, форма, масса, величина, интенсификация и т.д.

Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения: реакция соединения, попытка решения, норма литературного языка, язык межнационального общения. Использование именных словосочетаний с родительным падежом (понятие нанизывания родительного падежа) позволяет информационно насытить научный текст. Ср. пример: Заметим, что методика определения химического и физического состава любой зоны мантии Луны, а также расчета физических свойств (плотности, упругих моделей и скоростей распространения продольных и поперечных волн), подробно изложенная в работах перечисленных авторов, состоит из двух этапов, заключающихся в решении прямой и обратной задачи.

В научной речи употребляются преимущественно аналитические (составные) формы сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных (более сложный, более компактный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный). Синтетическая форма превосходной степени с суффиксами -ейш-, -айш- в силу ее эмоционально-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи, за исключением некоторых устойчивых сочетаний терминологического характера: мельчайшие частицы, простейшие организмы. В научном стилечастотны также краткие прилагательные: Чистый этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор, бром ядовиты.

Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Они выступают в отвлеченном временном значении: Углерод входит в состав углекислого газа; Атомы движутся; При нагревании тела расширяются. Из видовых форм глаголов наиболее частотны в научной речи формы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченно-обобщенные по значению. В научной речи они составляют около 80%.

Глаголы часто употребляются в форме 1-го лица множественного. Они обычно служат не для обозначения каких-либо определенных, конкретных лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенного значения. Сочетания мы можем определить площадь...; мы придем к выводу...; если мы обозначим... выражают оттенок соучастия со слушателем или читателем.

В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от..., сравнительно с..., в связи с..., в меру и др. Такие предлоги и союзы позволяют более определенно и точно по сравнению с простыми выражать смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: