Определение и периодизация античной культуры

Понятие Античность (от латинсгого Anticuus – древний) было введено в эпоху Возрождения, для определения эпохи, предшествовавшей Средневековью. Впоследствии это название прочно закрепилось за историей и культурой Древней Греции и Древнего Рима. Вплоть до конца XIX в. историю античности принято было начинать с истории «собственно Греции», то есть с X-IX вв. до н. э. Однако археологические открытия на острове Крит и на побережье Эгейского моря позволили отодвинуть начало эпохи более чем на тысячелетие и вписать в историю античности целую цивилизацию, которую можно было бы назвать протогреческой. Сложившаяся на сегодняшний момент периодизация греческой культуры выглядит следующим образом:

1. Крито-микенская культура конец III-II тыс. до н.э.;

2. Гомеровский период (Темные века) XI – IX вв. до н.э.;

3. Архаика VIII – VI вв. до н.э.;

4. Классика

Ранняя – первая половина V в. до н. э.

Высокая – 449 – 421 гг. до н. э.

Поздняя - конец V в. до н. э. – 323 г. До н. э.

5. Эллинизм - IV – 1 вв. до н.э.

Эллинистический период, начавшийся с завоеваний Александра Македонского, отмечен расширением ареала античной культуры, которая выходит далеко за границы собственно греческих территорий. Возникшие на месте распавшейся империи Македонского государства были охвачены греческим влиянием, почему и получили впоследствии название эллинистических (эллины - самоназвание греков). Эллинизация Востока содействовала впоследствии достаточно органичному вхождению этих территорий в состав Римского государства.

Римская культура не является прямым продолжением греческой, она зарождается самостоятельно и ранний период ее истории совпадает по времени с греческой Архаикой. В то же время некоторая общность политических и экономических религиозных традиций позволяет римлянам приобщиться к культурным достижениям греков. История Рима так же делится на определенные этапы, определяющиеся формой политического правления:

1. Царский период - VIII – VI вв. до н.э.

2. Республиканский Рим - V – I вв. до н.э.

3. Римская Империя - I – V вв. н.э.

Итак, можно заметить, что понятие «античность» объединяет достаточно удаленные друг от друга во времени и пространстве культурно-исторические общности. Какое же качество можно выделить здесь в качестве основного общего признака? Существенным моментом, позволяющим рассматривать Античность не просто как исторический отрезок, но как своеобразный культурный тип, является тенденция к утверждению самостоятельного значения культуры и, в первую очередь, культуры художественной. В античной культуре искусство отделяется от своей магической основы и между культурой и культом возникает некоторый зазор. Уже в культуре Крита заметен некоторый уклон в сторону «светскости»: главными архитектурными памятниками здесь оказываются не погребения и храмы, а жилые покои. Своего апогея это утверждение самоценности культуры достигает в классической период – ритуальные действа превращаются в театр, идолы становятся статуями, ценимыми за совершенство формы, возникает философия, как попытка постичь мир «сугубо человеческими» мерками, опираясь, главным образом на способность рационально мыслить. Сакральное значение художественной культуры снижается, повышается значение гражданское, воспитательное.

Качественное отличие античной культуры от культуры Древнего Востока отчасти объясняется своеобразием географических условий и исторического контекста ее возникновения. Возникновение государств на Востоке было обусловлено необходимостью организации совместных действий большого количества людей, без чего невозможно было сооружение ирригационных систем и содержание их в рабочем состоянии. Эта особенность экономической жизни речных цивилизаций приводит к образованию крупных государств, для управления которыми необходима устойчивая вертикаль власти. Города на Востоке возникают как средоточие власти. На территории Балканского, Апеннинского полуостровов и Малой Азии климатические условия не требовали столь активного вмешательства человека. Здесь возникновение городов связано было, прежде всего, с военными нуждами – землевладельцы объединялись в союзы с целью обеспечить безопасность своих владений, а при удобной возможности и расширить их за счет захвата сопредельных земель. Размеры образующихся таким образом городов-государств – полисов были не велики, а население их составляла земельная аристократия, во главе которой часто стоял не наследный правитель, а выдвинувшийся своими успехами военачальник. Небольшие государства могли позволить себе частые политические перестановки и эксперименты, что придавало античной культуре качества подвижности, вносило в нее соревновательный элемент.

Культурное своеобразие античной цивилизации объясняется еще и тем, что она не являлась первичной – начиная с самых ранних этапов своего существования, греческая культура активно вбирала в себя достижения других, преимущественно восточных культур. Однако чужеродные элементы культуры не просто копировались, а подвергались переосмыслению, приспосабливались к нуждам ситуации. Начиная с крито-микенской эпохи античная цивилизация постоянно осваивала и переиначивала формы иных культур, которые как бы отрывались от содержания и наполнялись новыми смыслами. Процесс переосмысления чужого опыта неизменно приводил к трансфомации первоначальной формы. Таким образом, культурные реалии, которые на востоке выражали незыблемость сакрального знания, здесь утрачивали свою «неприкосновенность». Между формой и содержанием образовывался зазор, позволявший вносить коррективы в понимание сущности произведений.

При этом наряду с идеологическим моментом в Древней Греции при оценке произведений искусства начинает учитываться и собственно эстетическая ценность - способность доставлять наслаждение.

В Древнем Риме культура в большей степени ставится на службу государству и власти. Однако при всей подчиненности политическим задачам, в ней сохраняется тенденция к возникновению стилевых модификаций. Появление новых форм в Римской культуре стимулировалось в первую очередь проникновением различных влияний, сознательными заимствованиями чужих художественных и религиозных традиций.

Вопросы и задания:

1. Перечислите основные периоды истории Древней Греции.

2. В чем заключалось своеобразие античного полиса по сравнению с городами типичными для Древнего Востока?

3. В чем заключается существенное отличие античной культуры от культуры

4. Востока?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: