Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, так как ведение боевых действий может рассматриваться как крайнее проявление экстремальных условий деятельности. В боевой обстановке как нигде максимально выражена витальная угроза (угроза для жизни), а психоэмоциональное напряжение достигает апогея. Боевая обстановка и ее опасность вызывают нарастание психического напряжения, которое в зависимости от личностных особенностей может колебаться от легкого возбуждения до парализующего страха.
В боевых условиях перед каждым военнослужащим стоят две задачи: выжить и выполнить боевое задание. При этом следует отметить, что выполнение боевого задания весьма часто является единственным способом выжить. Однако, как считают американские авторы, лишь 25% солдат на поле боя адекватно расценивают происходящее и сознательно используют свое оружие (Я. Агрелль, 1981). Остальные подразделяются на находящихся в сильном возбуждении и тех, кто подавлен страхом. Первая группа, как правило, совершает бесполезные, а порой и бессмысленные действия, вторая парализована страхом. Очевидно, что у 25% адекватно действующих солдат вероятность остаться в живых значительно выше, чем у остальных 75% личного состава, которым необходима психологическая помощь.
. Рассмотрим закономерности и механизмы адаптации военнослужащих к боевым условиям.
Основными факторами адаптации к боевой обстановке являются следующие:
• климато-географические факторы региона, где осуществляется профессиональная деятельность (воздействие на организм человека высоких и низких температур окружающего воздуха, гипоксического фактора при деятельности в условиях высоко- и среднегорья и др);
• профессиональные факторы — хроническое психическое напряжение, вызванное реальной витальной угрозой, многосуточная, ненормированная нагрузка, отсутствие полноценного отдыха, дополнительное воздействие на организм военного специалиста, эксплуатирующего объекты техники, физических и химических факторов (шума, вибрации, разнонаправленных ускорений, продуктов ГСМ, пороховых газов и др.);
• социально-психологические факторы — бытовые неудобства, связанные с особенностями размещения, питания и водоснабжения, относительная сенсорная и информационная изоляция, длительный отрыв от семей, привычных условий жизни и др.
Многолетнее изучение особенностей психофизиологического состояния и поведенческих реакций у лиц, осуществлявших профессиональную деятельность в боевых условиях (Афганистан, боевые действия на Северном Кавказе, миротворческие операции и др.), позволили выявить определенную закономерность в динамике адаптации военнослужащих к экстремальным условиям. Вчастности, выявлены три основных периода адаптации: начальный период адаптации, период относительной нормализации функциональных возможностей организма и завершающий период (так называемый период дезадаптационных проявлений).
Начальный период адаптации характеризуется общими адаптивными перестройками организма и личности к неблагоприятным экологическим и социально-психологическим факторам экстремальной деятельности. Данный период сопровождается временным снижением функциональных возможностей организма и уровня профессиональной работоспособности. Этот период продолжается от 2 недель до 1 -1,5 месяцев в зависимости от конкретных условий деятельности военнослужащих.
Период относительной нормализации функциональных возможностей организма связан с формированием нового динамического стереотипа профессиональной деятельности. К этому времени адаптация к необычным условиям боевой обстановки в основном завершается и формируется новый уровень относительно устойчивого функционирования регуляторных систем.
Завершающий период (период дезадаптационных проявлений) характеризуется развитием выраженных дезадаптационных нарушений и прогрессивным снижением уровня профессиональной работоспособности вплоть до полного отказа от выполнения служебных обязанностей.
Длительность периодов адаптации во многом зависит от уровня нервно-психической нагрузки. Так, развитие выраженных дезадаптационных нарушений у военнослужащих, осуществлявших чрезвычайно напряженную профессиональную деятельность на фоне реальной витальной угрозы, отмечалось уже к 3-6 месяцам пребывания в данных условиях.
Следует отметить, что на характер дезадаптационных нарушений в экстремальных условиях влияет не только уровень боевой нагрузки, но и исходный уровень психофизиологического состояния военнослужащего: более высокий уровень нервно-психической устойчивости способствует быстрому и оптимальному приспособлению к новым (и во многом экстремальным) условиям.
На основе многочисленных исследований особенностей поведения в экстремальных ситуациях, а также анализа динамики психического состояния военнослужащих выделены три основных типа военно-профессиональной адаптации:
1. Оптимальный тип адаптации к военной службе. Военнослужащие с данным типом адаптации обладают достаточным уровнем нервно-психической устойчивости (нормальным нервно-психическим здоровьем) и сохраняют работо- и боеспособность на протяжении всего периода службы.
2. Неоптимальный тип адаптации к военной службе. Указанный тип адаптации связан с наличием у военнослужащих отдельных признаков нервно-психической неустойчивости. У таких военнослужащих дезадаптационые нарушения возникают в условиях экстремальной деятельности или при чрезвычайных обстоятельствах.
3. Патологический тип адаптации к военной службе. Военнослужащие с этим типом адаптации имеют отчетливые признаки нервно-психической неустойчивости и обладают высокой вероятностью срыва военно-профессиональной деятельности, что проявляется в нарушении воинской дисциплины, низкой эффективности военно-профессиональной деятельности, в резком ухудшении здоровья.
Из данной классификации следует, что одним из основных критериев успешности адаптации к военной службе являются различные проявления нервно-психической неустойчивости. Следовательно, учет уровня нервно-психической устойчивости у военнослужащих при прогнозировании успешности военно-профессиональной адаптации (оптимальная, неоптимальная, патологическая) является крайне важным фактором, который в первую очередь должен учитываться специалистами следующих подразделений профотбора:
• учебных центров по подготовке младших специалистов (младших командиров) в ходе отбора кандидатов для обучения в центрах и дальнейшего рационального распределения по частям и подразделениям родов и видов ВС РФ;
• внештатных групп профотбора воинских частей при отборе военнослужащих для направления в районы боевых действий (участия в ликвидации крупномасштабных антропогенных и экологических катастроф).
Такое серьезное внимание нервно-психической неустойчивости военнослужащих уделяется не случайно.Установлено, что неэффективными в условиях экстремальных ситуаций чаще всего оказываются лица с «неоптимальным» и «патологическим» типами адаптации к военной службе. У военнослужащих данных категорий в несколько раз чаще развиваются дезадаптационные нарушения, требующие целого комплекса медико-психологических мероприятий.
В частности, согласно данным специалистов групп психического здоровья, полученным при психофизиологическом обследовании военнослужащих мотострелковых, артиллерийских и воздушно-десантных частей и подразделений, которые прибывали в районы боевых действий на Северном Кавказе (1999-2000 гг.), была обнаружена следующая закономерность: среди военнослужащих, прошедших профессиональный психологический отбор для деятельности в экстремальных условиях, по прибытии в районы боевых действий признаки нервно-психической неустойчивости и дезадаптационных нарушений отмечались не более чем у 6-12%. Естественно, что в ходе боевых действий количество военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости увеличивается. Тем не менее среди военнослужащих, прошедших профессиональный психологический отбор для деятельности в экстремальных условиях, хорошая нервно-психическая устойчивость сохранялась у 52,5%, а у 23,6% лиц этой же группы уровень нервно-психической устойчивости мог быть охарактеризован как удовлетворительный.
Следовательно, каждый командир подразделения при изучении своих подчиненных должен крайне внимательно относиться к результатам профессионального отбора. Следует помнить, что мероприятия профессионального психологического отбора являются не только прогнозом успешности деятельности военнослужащих в обычных (мирных) условия, но и содержат информацию о вероятной результативности военнослужащих в боевой обстановке.Особое внимание при знакомстве с результатами профессионального психологического отбора командир должен уделять оценке уровня нервно-психической устойчивости военнослужащих. В частности, низкий уровень нервно-психической устойчивости самым негативным образом сказывается на уровне дисциплинированности и успешности профессиональной деятельности в боевой обстановке, а в дальнейшем — на процессе реадаптации военнослужащих к жизни в мирных условиях и на вероятности формирования у них различных дезадаптационных нарушений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что характер поведения военнослужащего в бою в значительной степени зависит от особенностей его личности. Однако помимо личностных особенностей на успешности его деятельности сказываются и условия, в которых он выполняет свои профессиональные обязанности.
На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Вместе с тем боевая деятельность имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.
Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Но вместе с этим важнейшим социальным мотивом боевой деятельности становится защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Именно этот мотив побуждает рисковать собой во имя общей победы.
Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, предъявляют повышенные требования к моральной и психологической готовности личного состава при достижении целей вооруженной борьбы. При этом следует различать пребывание человека в районе боевых действий и его непосредственное участие в бою. Не вызывает сомнения, что участие в бою оказывает более сильное воздействие на психику человека, нежели просто пребывание в районе боевых действий. Поэтому усилия командира в процессе подготовки личного состава к деятельности в экстремальных условиях прежде всего должны быть направлены на формирование у военнослужащих психологической готовности выполнить свои обязанности в условиях боя. Что же ожидает человека на поле боя?
Говоря о психологических особенностях боевых условий, в первую очередь следует иметь в виду, что современный бой чрезвычайно динамичен. В любой момент обстановка может неожиданно измениться, что обусловит изменения и в проявлениях воли, памяти, восприятии и мышлении людей, даже если нет прямой угрозы для их жизни. Общеизвестно, что при ясной обстановке и при известном объекте действий проявляются одни чувства, в случае же дефицита времени и информации — совершенно другие. Специфическое влияние новой и к тому же быстро изменяющейся обстановки объясняется ее необычностью, отсутствием опыта деятельности в новых экстремальных условиях.
Нельзя забывать, что на современной войне военнослужащие могут столкнуться с применением оружия массового поражения, сопровождающимся особенно сильными, опасными и непривычными воздействиями. В процессе учебно-боевой подготовки до сведения личного состава необходимо довести информацию о том, как эти факторы могут отразиться на их физическом и психическом состоянии. Каждый военнослужащий должен обладать такими знаниями, поскольку наличие этой информации будет способствовать сохранению способности к адекватной регуляции своего психического состояния в экстремальных условиях.
Умение противостоять влиянию негативных факторов боевой обстановки, в том числе связанных с оружием массового поражения, предполагает наличие у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, боевого мастерства, высокой нервно-психической устойчивости. Все это позволяет регулировать свое поведение в соответствии с поставленными задачами, сохранять устойчивость деятельности в условиях современного боя.
Вместе с тем следует иметь в виду, что большое влияние на боевую активность и результативность действий военнослужащих в боевой обстановке оказывает и осознание справедливости целей той войны, в которой они принимают участие.
Поэтому офицер обязан проводить целенаправленную работу по разъяснению военнослужащим необходимости ведения боевых действий, справедливости целей войны. Примером такого глубокого осознания всеми военнослужащими справедливости целей войны и необходимости победы может быть Великая Отечественная война. При этом следует отметить, что массовый героизм, который советские воины проявляли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, в значительной степени был обусловлен целенаправленной пропагандистской работой руководства страны. В то же время недооценка значимости воспитательной и идеологической работы отрицательно сказывается на успешности действий не только отдельных военнослужащих, но и частей и подразделений в целом.
Например, началу контртеррористической операции на территории Чеченской Республики в декабре 1994 — начале 1995 г. не предшествовала никакая подготовительная пропагандистская работа, более того, средства массовой информации крайне негативно отзывались о действиях федеральных войск. В результате, как показали беседы с личным составом, большинство военнослужащих, задействованных в операции, первое время находились в замешательстве. Затем, после столкновения с действиями чеченских боевиков, военнослужащие осмысляли происходящее и приходили к выводу о правоте своих действий. Но после этого у значительной части военнослужащих наступало раздражение в отношении средств массовой информации, которые по-прежнему негативно отзывались о действиях федеральных сил. Лишь через несколько месяцев, когда для большинства россиян стало очевидно, что контртеррористическая операция действительно необходима, после того как средства массовой информации стали более или менее адекватно оценивать и освещать происходящие события, когда военнослужащие ощутили поддержку со стороны большей части населения страны, действия федеральных войск стали намного успешнее по сравнению с началом операции.
Вместе с тем следует помнить о том, что психологическая готовность военнослужащего к выполнению той или иной деятельности определяется не только макроусловиями (например, характером официальной позиции страны в отношении сложившейся ситуации), но и уровнем его профессиональной подготовки, а также тем социальным окружением, в котором этот военнослужащий находится. Говоря о ближайшем социальном окружении и его влиянии на сознание человека, нельзя забывать о том, что в бою на военнослужащего особенно сильное влияние оказывает пример командира. Так, проявление командиром невыдержанности, малодушия может крайне отрицательно сказаться на психическом состоянии и поведении подчиненных, и, наоборот, решительность действий, самообладание, твердость офицера помогают подчиненным в сложных условиях проявлять инициативность, смелость, храбрость, мастерство.
Для успеха деятельности военнослужащего в боевой обстановке не менее значимо и то, как он провел первый бой, что и как переживал после боя. Если первый бой был успешным, то высока вероятность того, что военнослужащий сможет выработать алгоритм действий, обеспечивающий успех на поле боя. Сам по себе успех вхождения в боевую ситуацию определяется прежде всего уровнем психологической готовности к войне, индивидуальными особенностями личности, быстротой формирования новых навыков и новой динамики психических процессов. Как правило, излишняя напряженность, встречающаяся у военнослужащих в первом бою, может проявиться в виде неупорядоченной активности, принятия необоснованных решений или, наоборот, заторможенности, приостановлении действий, в неспособности продолжать борьбу и т. п. Поэтому на поле боя командир должен следить не только за действиями противника, но и за тем, как ведут себя его подчиненные, и при необходимости предпринимать шаги к оказанию психологической помощи военнослужащим, которые впервые оказались в бою. Исторический опыт говорит о том, что порой простое одобрение действий подчиненного в условиях боя может быть сильнейшим стимулом к достижению победы.
Следует отметить, что средства и приемы управления поведением военнослужащего на поле боя зависят как от причин, детерминирующих поведение военнослужащего, так и от характера самого поведения. Чаще всего причиной неадекватного поведения на поле боя становится страх или испуг. В бою испуг вызывается неожиданной встречей с врагом, разрывами мин, снарядов, бомб, сотрясениями, ранениями и пр. Эмоция испуга прямо не связана с ожиданием опасности или подготовкой к каким-либо действиям, она захватывает человека врасплох, может сразу же нарушить течение психических процессов и деятельность в целом. В этом случае основными механизмами саморегуляции становятся чувство ответственности и практический опыт, а внешней регуляции — отвлечение или переключение внимания военнослужащего, пример целесообразных действий. В связи с этим собственные действия офицера на поле боя могут одновременно рассматриваться и как средства регуляции поведения его подчиненных, что, в свою очередь, также направлено на выполнение боевой задачи.