Тема 5.3. Ценностные основы профессиональной деятельности

Готовность человека к профессиональной деятельности традиционно определяется тем, что он знает и умеет. Вместе с этим, опыт человека, воспроизводимый в деятельности вообще и в профессиональной деятельности в частности, состоит из трех компонентов: 1) из его знаний, которые представлены как целостная картина мира в его сознании; 2) из освоенных видов, средств и способов деятельности; 3) из личностной системы ценностей. При этом личностная система ценностей выступает в качестве основного регулятора деятельности: она является ядром её мотива и задает направленность активности человека.

Личностные ценности, выступающие как ценностные основы отношения, определяют наиболее значимые качества любого выстраиваемого человеком отношения, любой его деятельности. Профессиональная деятельность отличается тем, что её значимые характеристики определяются в первую очередь характером тех общественных отношений, в которые она встроена, поэтому любая профессиональная деятельность является нормативной. Нормативность профессиональной деятельности отражает сложившуюся в обществе систему разделения труда и обеспечивает производство через определенные её виды определённых продуктов, необходимых обществу для его существования и развития.

Нормативность определенной профессиональной деятельности проявляется как в заданности содержания и способов её организации, так и в заданности ценностных основ этой деятельности, которые являются её стержнем. Ценностные основы профессиональной деятельности (ЦОПД), прежде всего, должны отражать значимость того, что необходимо для оптимального способа её организации как деятельности результативной и эффективной. Вместе с этим, ценностные основы профессиональной деятельности определяются характером общественных отношений и задаются через выработку систем общественных ценностей, отражающих особенности этих отношений в определённый культурно-исторический период в определённой стране и определяющих характер как профессиональной деятельности в целом, так и её типов и видов.

В качестве общественных ценностей чаще всего рассматриваются объективированные ценности, то есть, знания об общезначимых ценностях, которые возникли как личностные. В то же времякак общественные ценности могут рассматриваться и личностные общезначимые ценности членов социальной общности, выступающие ценностной основой построения общественных отношений. Ценности, выступающие ценностными основами результативной и эффективной профессиональной деятельности, вырабатываются как личностные системы ценностей, но знания о них сохраняются в обществе и передаются подрастающему поколению.

В качестве ценностных основ определенной профессиональной деятельности выступает система ценностей, которая является формой выражения концептуальных основ этой деятельности, то есть, тем инвариантом, который определяет качества всех профессиональных действий, выступающие как необходимые, как общезначимые для государства, общества и человека в сфере соответствующих профессиональных отношений.

Что же входит в комплекс ценностей, выступающих ценностными основами результативной и эффективной профессиональной деятельности?

С первого взгляда, решение этой проблемы несложно, так как из нормативных документов, определяющих в современном обществе порядок организации профессиональной деятельности, можно узнать о том, что составляет её нормативное содержание. Трудности осознаются тогда, когда принимается во внимание следующее:

Во-первых, нормативы профессиональной деятельности включают в себя устойчивые характеристики, которые могут выступать в качестве ценностных основ профессиональной деятельности, и те, изменение которых отражает изменчивость качеств общественных отношений, не затрагивающей их сути. Как правило, описание нормативных характеристики профессиональной деятельности, которое в современном обществе производится через описание компетенций, не позволяет отличить устойчиво значимое для организации профессиональной деятельности как эффективной и результативной, а поэтому инвариантное, от вариативного, меняющееся в связи с новыми достижениями науки, изменением социального заказа, моды и т.п.

Во-вторых, усвоение человеком знаний о нормативно задаваемых ценностях само по себе не обеспечивает возникновение у него соответствующих личностных профессиональных ценностей. Между тем только через их реализация людьми в своей деятельности возможно воспроизводство нормативно заданной системы ценностей профессиональной деятельности.

Таким образом, первым шагом в определении комплекса ценностей, выступающего ЦОПД, будет установление взаимосвязи между личностными ценностями, определяющими характер профессиональной деятельности индивидов, и общественными ценностями, отражающими устойчиво значимое для реализации функций профессиональной деятельности в системе общественных отношений.

Эта взаимосвязь устанавливается через рассмотрение двух форм существования ЦОПД: субъективной (личностной) и объективной.

Ценности как проявления нормативного сознания рассматриваются уже в первых аксиологических исследованиях у В. Виндельбанта и Г. Риккерта. В теориях аксиологического нормативизма, аксиологического психологизма и аксиологического онтологизма отражаемое в ценностях значимое понимается как объективно необходимое человеку. Устанавливается, что человека придает значение чему-либо только если это было включено в какие-то его отношения. То есть, для человека не может быть значимым то, что не вошло каким-то образом в опыт его жизни, не было им пережито, познано, оценено, соотнесено со своими желаниями возможностями и т.п., если он как-то к этому не отнесся.

Объективно необходимое для человека определяется и субъективным и объективным элементами мира. Основу объективно необходимого для человека образует объективный элемент мира –«всем одинаково данный – с неумолимой необходимостью требующий признании. Этот объективный элемент в своей совокупности образует эмпирическую действительность – общий всем нам мир, с которым мы вынуждены считаться, как с чем-то, что фактически подлинно есть» (69, с. 137). В это объективное входит и субъективное как часть мира, так как объективно необходимое для человека определяется при участии субъективного, то есть того, что определяется его сознанием.

Субъективное, по словам С. Франка - это прихотливая, лишенная устойчивости игра наших представлений, мыслей, образов, в значительной мере зависящая от нас самих и различная в каждом индивидуальном сознании (69, с. 137). В силу своей субъективности объективно необходимое для себя каждый человек определяет по-разному. Причин несколько. Основная в том, что результат познания объективно существующего и воздействующего зависит от возможностей познающего. И для разных людей познание одного и того же объекта дает различное знание о мире. Вследствие этого будет по-разному определено и объективно необходимое. Оценка действительности разными людьми также производится с опорой на различные эталоны.Общезначимое при определении значимого субъектом может быть определено на основе выявления того, что для какой-то группы людей, или для всех людей воспринимается как значимое.

Взаимосвязь субъективного и объективного при определении ЦОПД осознается через различение субъективной и объективной форм существования ЦОПД.

Субъективная форма ЦОПД существует как система ценностей, фактически определяющая характер профессиональной деятельности определенного человека. Она может включать в себя в качестве системообразующих ценности, значимость которых определяется только со стороны индивидуальных интересов субъекта. При организации профессиональной деятельности это приводит к тому, что для человека главное становится реализация только своих ценностей и целей, далеко не всегда соотносимых с ценностями и целями профессиональной деятельности. Цели собственно профессиональной деятельности, всегда ориентированные на другого, уходят на второй план, что неминуемо приводит и к понижению качества организации деятельности и к получению некачественных продуктов.

Объективная форма ЦОПД складывается как знания о системе ценностей, ориентация на которые позволяет человеку организовать результативную, с точки зрения её основных функций, и эффективную профессиональную деятельность. Таким образом, объективная форма ЦОПД обеспечивает устойчивое воспроизводство нормативных характеристик профессиональной деятельности. Без отчетливо описанных ценностных основ определенной профессиональной деятельности содержательное наполнение характеризующих её профессиональных компетенций становиться во многом произвольным. То есть, в структуре профессиональных компетенций необходимо четкое выделение ценностно-ориентационного компонента, как описания объективной формы ЦОПД, который бы выступал системообразующим элементом.

Выработка объективной формы ЦОПД была предметом философских размышлений практически с начала возникновения философии. Так Платон, Аристотель и др. очень подробно описываю то значимое, к чему должен стремиться человек, занимающейся какой-либо деятельностью. ЦОПД врачей были описаны в Клятве Гиппократа, на основе положений которой воспитывалось множество поколений врачей. В медленно развивающемся обществе объективная форма ЦОПД складывалась в виде традиционных для каждого вида труда правил поведения и деятельности, которым следовали ремесленники, земледельцы, мореплаватели, торговцы и т.п.

В ценностные основы профессиональной деятельности всегда включалось и то, что значимо для только индивида, и то, что значимо для других людей, для общества. Причем объективная форма ЦОПД предполагала такую систему согласования разнонаправленных ценностей, ориентация индивидов на которую обеспечивала результативность и эффективность профессиональной деятельности.

Разработка объективной формы ценностных основ профессиональной деятельности заключается в выявлении того, что выступает объективно значимым для качественного выполнения основной функции этой деятельности и в установлении степени значимости, того, что определено как объективно значимое.

Определение объективно значимого начинается с выявления сущностно значимого для определённых отношений человека с действительностью. Сущностно значимое выявляется на основе изучение сущностных качеств этих отношений и выявление того объективно необходимого, что позволяет в полной мере этим качествам проявиться. Решение этой задачи начинается с изучения той системы отношений, тех процессов, в которую включена профессиональная деятельность. Это позволяет выявить инвариантную структуру ЦОПД, на основе которой может быть определен комплекс ценностей, выступающий ценностными основами определенной профессиональной деятельности.

Если исходить из того, что в ЦОПД должно быть согласовано значимое и для общества, и для других людей, и для индивида - субъекта такой деятельности, при их определении необходимо выявить то, что значимо для проявления в профессиональной деятельности индивида родового, культурно-исторического и индивидуального. Эти уровни значимого для человека отражает структура ЦОПД, представленная группами ценностей, которые отражают значимое для осуществления следующего:

1. человека как такового;

2. деятельности как таковой;

3. игровой или трудовой формы деятельности;

4. основных видов деятельности: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентировочной (оценочной), художественно-эстетической, спортивной;

5. профессиональной деятельности как таковой:

6. основных типов профессиональной деятельности, различающихся по объекту: человек-человек; человек-природы, человек-техника и т.п.;

7. определенного вида профессиональной деятельности (деятельность педагога, психолога и т.п.);

8. деятельности основной и вспомогательной для определенного вида профессиональной деятельности (например, для педагога основная деятельность связана с отношением педагог-учащийся, а вспомогательная с отношениями: педагог-родители; педагог - другие педагоги, работающие с тем же учащимся; педагог – руководители ОУ и т.п..

Определение комплексов ценностей, составляющих каждую из перечисленных групп, происходит в соответствии со следующей логикой:

1.Определении сущностно значимого для осуществления субъектом самого себя как человека в процессе профессиональной деятельности, производится на основе выявления и изучения сущностных (родовых) качеств человека; выявления его базовых потребностей и установления взаимосвязей между ними, характеризующих Человека как такового; установления условий осуществления его собственно человеческих возможностей.

В результате проведенных исследований (75, с. 27-33), было выяснено, что наиболее важным при осуществлении профессиональной деятельности с точки зрения родового значимого, является проявление в ней субъекта как человека любящего, точно мыслящего, свободного (открытого миру). Возможность осуществления стремления быть таким в профессиональной деятельности, делает её для человека максимально продуктивной как для самого себя, так и для других. Такая деятельность позволяет человеку гармонично удовлетворять свои базовые потребности и создает наиболее благоприятные условия для актуализации возможностей, заложенных в нем как в Человеке, т.е. является базовым условием здорового образа жизни Здорового Человека.

2.Сушностно значимое для осуществления Деятельности как таковой определяется через анализ условий этого осуществления, которые, прежде всего складываются из взаимодействия элементов деятельности. Поэтому порядок выяснения значимого для осуществление деятельности задается её структурой, которая складывается из элементов деятельности (субъекта, объекта, культурного средства, предмета, продукта) и взаимосвязей между ними.

Анализ взаимосвязей между элементами деятельности позволил выделить как сущностно значимое следующее: так как основное качество деятельности – её субъектность, которая характеризуется мотивированностью и целеположенностью активности субъекта, создающими определенную направленность активности субъекта, не определяемую его инстинктами. Направленность активности субъекта проявляется через выделение субъектом из целостности мира объекта и предмета приложения своих сил, а также через преобразование этого предмета и получение продукта.

Адекватно реализованная мотивированность целеположенность характеризуется через такие характеристики деятельности как результативность и эффективность. Они и выделяются как значимые на этом уровне анализа.

Как культурно-опосредованное отношение деятельность человека меняется в соответствии с его социокультурным развитием. В соответствии с этим меняется и сущностно значимое для её осуществления.

Этапы социо-культурного становления человека и развития деятельности как социо-культурного отношения связывают с овладением человеком основными группами культурных средств: орудиями (материальными предметами), символами (представлениями), знаками (понятиями), предельно универсальными категориями «не» и «все» (бытие и небытие) (40, 45-47,73-75).

В своем становлении человек сначала осваивает деятельность с материальными предметами во внешних отношениях, используя орудия. На этом этапе субъект деятельности действует как исполнитель, осуществляя тот порядок деятельности, который задается тем или иным образом другими людьми. Здесь значимым является самостоятельность человека как исполнителя.

С опорой на представления и понятия человек может самостоятельно планировать деятельность, определять её цель на основе анализа имеющихся ресурсов, анализировать полученный результат и процесс деятельности. Значимой становится самостоятельность человека в этих действиях. Способность к такого рода самостоятельности проявляется как творчество.

Этапы становления деятельности соотносимы с этапами становления ценностного мира человека, поэтому характер ценностных основ деятельности на каждом этапе её становления определяется особенностями типа личностных ценностей, характерного для соответствующего этапа становления ценностного мира человека: ценностей индивидуально-полезного, ценностей социально-значимого, ценностей личностно-значимого, ценности родового значимого (73-75).

3. Различают игровую и трудовую формы деятельности и для каждой можно выделить свое значимое.В трудовой форме деятельности внимание человека, его усилия акцентируются на получение определенного продукта. В игровой форме для человека главное сам процесс деятельности. Получаемый продукт имеет вторичное значение.

Трудовая и игровая формы деятельности характерна для любого из её видов. То есть и познавательная деятельность, и коммуникативная, и др. может быть для человека и игрой (когда важен процесс) и трудом (когда становится важен результат). Любой вид деятельности человек начинает осваивать в игровой форме. Но для развития деятельностной способности человека необходим его переход от игровых к трудовым формам деятельности, ориентирующих человека на получение определенного продукта. Игровая форма деятельности, для которой характерно, что цель получения определенного продукта не довлеет над процессом её осуществления, в большей степени, чем трудовая способствует проявлению творческих способностей человека. Однако только трудовая форма деятельности обеспечивает полное воплощение творческих замыслов человека. Таким образом, в различных условиях для человека может быть значимы или сам процесс деятельности, т.е. игра, или её продукт, т.е. труд.

4. При определении сущностно значимого с точки зрения основных видов деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентировочной (оценочной), художественно-эстетической, спортивной (32)) наиболее значимым представляется их взаимосвязь.

М.С. Каган считает, что основные виды деятельности выделяются только теоретически (32, с. 98). Фактически же любая деятельность складывается из действий, относимых ко всем основным видам деятельности. Какие-то действия по отношению к цели деятельности выполняют ведущую роль – они представляют ведущую сторону деятельности, которая и дает название деятельности, совершаемой человеком. Так познавательная деятельность в обязательном порядке кроме собственно познавательных действий включает в себя и коммуникативные, и ценностно-ориентировочные, и спортивные, и преобразовательные, и художественные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: