Процесс общения

Процесс взаимодействий и взаимоотношений субъектов (людей) рассматривается как общение. В зависимости от предмета общения, общение может быть:

- бытовым и деловым;

- специфично – профессиональным и общенаучным;

- социально – политическим и информационно – коммуникативным.

Деловое общение - есть передача мыслей, эмоций или отношений одного или нескольких человек другому или другим людям. Некоторые принципы общения предусматривают, что:

- должна существовать линия общения;

- в конце каждой линии должны находиться лица, способные пользоваться ею;

- должны быть некоторые средства, подтверждающие использование линии;

- должно быть достаточное побуждение к использованию линий общения;

- должна быть выбрана правильная форма общения (устная, письменная, диаграммная или рисуночная).

Процесс общения включают в себя: Намерение – Внимание – Восприятие – Запоминание – Участие.

1. Намерение (анализ) отвечает на вопросы: что, кто, почему, когда.

2. Внимание. Общение должно воздействовать на различные чувства. Привлечение внимания вначале осуществляется при ответе на вопросы: что важно для получающего лица? Какая форма общения наилучшим образом привлечет внимания?

3. Восприятие. Информация должна быть правильно воспринята реципиентом. Общение должно происходить с помощью понятий, доступных пониманию.

4. Запоминание. Необходимо учитывать, что:

- сознание предпочитает позитивные данные;

- сознание стремиться понять, принять и сохранить:

- простое – более чем сложное;

- логичное – более чем бессистемное;

- известное – более чем неизвестное;

- конкретное - более чем абстрактное и т.д.

5. Участие (обратная связь) должна поощряться отправителем информации на каждой стадии общения. Обратная связь выражается в словах (произнесенных ими написанных), действиях, поведении и подтверждает, что реципиент получил и понял послание.

Часто общение и коммуникации рассматриваются как синонимы. Схема общения может быть представлена в виде К Р, где К – коммуникатор (кто отправляет информацию); Р – реципиент (кто получает ее). Если процесс коммуникации выступает в виде процесса передачи навыков, умений, знаний, информации, то преобладающими в этом процессе будут доказательный, иллюстративный и аргументирующий аспекты. В этом случае коммуникатор называется аргументатором, а реципиент - адресатом. Процесс коммуникации в этом случае будет являться лекцией, семинаром, наставлением. Процесс коммуникации может приобретать конфликтную форму и реализовываться в конфронтации, противоборстве. В том случае коммуникатор называется оппонентом, а реципиент – пропонентом. Процесс коммуникации характеризуется тем, что в ответ на каждое сообщение пропонента оппонент выдвигает свой контртезис, контраргумент. Конфликтная коммуникация реализуется в разных формах.

Спор квалифицируется как процедура, в которой один доказывает, что какая – то мысль верна, а другой доказывает, что она ошибочна. В споре идет обмен мнениями, в котором оппонент борется за отстаивание своего мнения и опровергает тезис пропонента. В споре главной целью является не доказательство истинности положения, а утверждение собственного мнения, своей точки зрения по спорному вопросу. Спор ведется не организованно и не упорядоченно.

Дискуссия, в отличие от спора, не ведет к конфронтации, не разъединяет, а объединяет. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по выяснению истинности спорных положений. Дискуссия тяготеет к компромиссу, к подведению тезиса под общее основание. Идет уточнение терминологии, обобщение методов и методик и формируются общие позиции.

Полемика - это такой вид обсуждения, который характеризуется непримиримостью оснований мнений. В ходе полемики развивается представление о предмете обсуждения, хотя компромисс не достигается. Чаще всего полемика применяется при решении вопросов социально – политической значимости.

Диспут – это всегда публичный спор. Предметом диспута может быть научно или общественно значимая проблема. По организационной структуре диспут характеризуется как широко варьируемая форма обсуждения. Это может быть публичная защита тезисов, обсуждение и защита социальных объектов, защита диссертации и т.д. Диспут не только проясняет основание, но и утверждает позиции спорящих.

Дебаты и прения предназначены для обмена мнениями в публичной форме по поводу положений или тезисов, высказываемых в речи или докладе. Цель – выяснить отношение участников обсуждения к рассматриваемой проблеме. Кроме речевого общения бывает:

- письменное общение;

- слушание;

- чтение;

- непротокольное поведение (отношение, тон голоса, восклицания, молчание).

Существует язык знаков (дорожных), язык действий (бег), язык предметов (одежда), язык слов, жестов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: