Глобальные аспекты проблемы образования

Философские проблемы образования сегодня не могут рассматриваться в отрыве от происходящих процессов глобализации и интернационализации образования. Глобализация в данном случае означает появление общепланетарных тенденций. К глобальным относят проблемы, затрагивающие в силу своих масштабов и остроты жизненные интересы не только отдельных людей, регионов, но и всего человечества, поэтому они могут быть решены лишь совместными усилиями мирового сообщества в целом.

Однако попыткам решения глобальных аспектов проблемы образования в рамках международного сотрудничества и консенсуса препятствуют диаметрально противоположные системы интересов и ценностей, прочно укоренившиеся в различных странах и регионах. Положительная реакция на конструктивные предложения и идеи отмечается в большинстве случаев лишь на уровне правительственных учреждений или официальных организаций. Многие общества, общины и отдельные граждане пока не демонстрируют понимания необходимости международных усилий. Помимо недостаточной информированности, это можно объяснить неспособностью их мыслить глобально и невосприимчивостью к общемировым проблемам.

Международное сотрудничество в области образования координируется в рамках так называемых «крупных программ» ЮНЕСКО. В 1990-е годы двумя крупными областями приоритетной деятельности в вопросах образования были:

1) борьба с неграмотностью, расширение и обновление национального образования;

2) дальнейшее развитие образования с учетом требований ХХI века.

Ведущие тенденции в образовании на 10-15 лет, т.е. до 2000 года определялись следующим образом:

Во-первых, указывалось на стремительный рост социального спроса на образование и требование его постоянного расширения в большинстве развитых и развивающихся стран. Однако эта тенденция имеет свои особенности в экономически развитых странах и в странах, основу экономики которых составляет сельское хозяйство.

Во-вторых, отмечалось, что сфера среднего и высшего образования является ареной острой политической борьбы. Образование рассматривалось как интеллектуальный капитал, который может заменить традиционные формы состояния общества.

В-третьих, рост числа учащихся за счет взрослого населения, превращение обучения в часть повседневной жизни людей (т.н. непрерывное образование). Это положительно скажется на развитии общества.

В настоящее время в мире (частично в качестве гипотетического идеала) получила широкое распространение новая международная модель образования, в соответствии с которой оно должно быть демократичным, релевантным (англ. relevant – существенный, относящийся к делу), непрерывным, гибким и недифференцированным. В данной модели прослеживаются признаки конвергенции, в том числе склонность к внедрению одинаковых структур и практики в различных системах образования.

Глобализация и интернационализация ставят перед национальными системами образования новые сложные задачи, например, определение содержания передаваемых знаний, развитие способностей и формирование систем ценностей. Однако в то время как все больше проблем приобретает глобальное измерение, в мире развивается обширная система взаимосвязей, электронные средства коммуникации продолжают глобализировать потоки информации, способствуя формированию поистине мировой культуры: национальные системы образования и подготовки, особенно высокоцентрализованные, в этом направлении эволюционируют очень медленно, преодолевая колоссальную инерцию и сопротивление.

Западными учеными подчеркивается, что «изучение глобальных проблем предполагает определенную степень интернационализации образования, т.е. единую шкалу ценностей и стандартизацию знаний», но «национальные образовательные системы не проявляют склонности к подобной эволюции».

Начиная с 1970-х годов по настоящее время во многих частях мира актуализируются национальная самобытность и национальные различия.

Носителями этноцентризма в рамках образовательных программ традиционно является история и литература и в меньшей степени – география. «Одна из причин эффективности национальной и этнические функции в образовании заключается в их чрезмерной эмоциональной насыщенности… Могут ли такие эмоции окрашивать общечеловеческие ценности?… Это не очевидно. Все социологические исследования свидетельствуют, что… национальные символы… более привычны, быстрее узнаваемы, чем международные… Символы – носители общего или универсального значения редки в истории (единственными исключениями, пожалуй, являются красный флаг и крест). Гораздо труднее сформулировать общечеловеческие цели и придать им эмоционально-ценностную значимость».

Образование, как глобальная проблема, тесно связано со многими другими аспектами современной глобалистики, в том числе с масштабными проблемами в области здравоохранения. Многочисленные данные свидетельствуют о влиянии на образование качества жизни людей, заболеваемости населения, улучшение рациона питания детей и др. подобных факторов.

Отмечается наличие значительной зависимости средней продолжительности жизни от грамотности. Уровень образования женщин влияет на детскую смертность: ее уровень ниже при более высоком уровне образования матерей.

В целом в соответствии со стратегией устойчивого развития, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, отображающая перспективы ХХI столетия. Акцент, таким образом, должен быть сделан на качественных сдвигах в образовании, ее ценностно-мировоззренческих основаниях, установках и содержании.

Ориентация на будущее может осуществляться путем реализации, например, опережающей модели образования. Качественный сдвиг в образовании при этом вызовет цепные реакции в других сферах человеческой деятельности и ускорит переход к устойчивому развитию современной цивилизации.

Основные тенденции в развитии современного института образования включают в себя следующие:

· информатизация образования;

· экологизация образования;

· коммодификация образования;

· технологизация образования;

· унификация образования;

· деинституционализация образования.

1. Информатизация образования. Задача качественной перестройки образования, ее ориентация на требования ХХI века и повышения его эффективности включает использование новых информационных и коммуникативных технологий.

Подобно тому, как в решении проблем развития ведущую роль призвано сыграть образование, в центре роста самого образования все чаще оказываются информационные технологии. В сфере развития новых информационных технологий имеется огромный простор для международного сотрудничества и обмена опытом. Одним из аргументов в пользу такого сотрудничества является то, что все государства независимо от уровня развития имеют общие интересы в сфере педагогического приложения информационных технологий. Эффективность такого сотрудничества будет более высокой, если сосредоточиться на нескольких первоочередных направлениях: изучение влияния информационных технологий на язык, культуру и образование; производство соответствующих учебных программных продуктов, распространение педагогической информации и подготовка педагогических кадров.

Информатизацию следует рассматривать не только как процесс (социо-технический), но и как устойчивую тенденцию (закономерность) социального развития, а также интеллектуальную перестройку жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информационного ресурса через информационные технологии.

Важно при этом подчеркнуть, что концепция устойчивого развития общества и переход к информационному обществу – это двуединые направления цивилизационного развития. Модель информационного общества органично вписывается в модель устойчивого развития цивилизации, поскольку переход к устойчивому развитию в принципе невозможен без информатизации общества.

Переход к информационному обществу, в котором культурные ценности выступают в качестве основных ценностей, означает кардинальные изменения и в образовательной системе. Обширный спектр проблем возникает в связи с информатизацией образования, возможностью имитации познавательной деятельности, перспективами интеллектуального развития человека и его образования в информационном мире.

Новое поколение растет в тесном общении с компьютером. В связи с этим компьютеризация процесса обучения ставит целый ряд нетрадиционных проблем социально-этического, педагогического и философского характера. Введение информационных технологий в процесс обучения и, следовательно, воспитания влияет на стиль мышления человека, его отношения к миру.

Информатизация образования ставит проблемы – медицинские и эргономические, дидактические и организационные. Одна из наиболее сложных – и в этом сходятся многие специалисты – научное обоснование психолого-педагогической целесообразности чрезмерного использования компьютеров в обучении детей. Возможно, в результате компьютеризации мы получим более эффективную школу. Но не потеряем ли мы вместе с тем нечто более важное, что впоследствии восстановить уже не удастся? Например, учетный счет, умение решать без электронной техники сложные задачи и т.д.

Новые информационные технологии – это способ интенсификации процесса обучения, средство усиления возможностей интеллекта путем воздействия на память человека, а также на его эмоции, мотивы, интересы. Анализ исследований, посвященных информатизации образования, показал, что чаще всего информационное общество называют «обществом обучающих».

В настоящее время направление научно-педагогического поиска, которое имеет своим предметом исследование системы «информатика и образование» получило наименование «педагогической информатики». Педагогическая информатика призвана изучать процесс взаимодействия информатики и образования, выявлять закономерности и тенденции этого взаимодействия.

Осознание неотвратимости информатизации, и ее реализации в образовании и общественной практике – это один из приоритетов и императивов нашей эпохи. Включение в мировой процесс развития немыслимо без информатизации. И наша страна тем скорее войдет в мировую цивилизацию, чем интенсивнее развернется процесс информатизации образования.

2. Тенденция экологизации образования. Экологическая проблема и необходимость ее решения привели к экологизации системы образования и значительному усилению экологических компонентов в структуре образовательных программ различного уровня и направления.

В современных условиях коренного изменения бытия людей, обусловленного катастрофическим нарастанием негативных последствий непродуманного развития технической цивилизации, человечество оказывается перед альтернативой: глобальный экологический коллапс или поиск нового мировоззрения и установок деятельности людей. Многообразные кризисные явления в человеческом обществе свидетельствуют об исчезновении возможностей тех принципов, на основе которых сформировалась современная цивилизация. Глобальный экологический кризис наших дней – это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом и природой. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение, экологические императивы взаимодействия общества и природы. Необходима смена ведущих установок, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности. Этот процесс уже идет. Наблюдается постепенный переход от установок на непрерывный прогресс, беспредельный экономический рост, к представлениям о пределах роста гармонизации экономической экспансии и экологических лимитов, переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования.

Все эти тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного экологического воспитания и обучения. Существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не смогло переломить природоразрушительные тенденции мировоззрения значительной части населения. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и методологии экологического воспитания и обучения, основанного на принципиально новом, целостном, синтетическом представлении о Мире и месте в нем Человека. Подобное воспитание и обучение должны дать людям ясное и аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия людей, общества и природы.

Следует различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование – это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс подготовки специалистов-экологов, но не сводится к этому. Экологизация системы образования – это характеристика тенденции проникновения идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля деятельности: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д.

Очевидно, что главная проблема, которую должно решить экологическое образование, - это наведение «порядка в головах», без чего преодоление экологического кризиса невозможно. Таким образом, целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. По мнению С.Дерябо и В.Ясвина в современных условиях экологическое образование должно решить три задачи:

1) Формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

2) Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

3) Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. Для того чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности [35, 23].

3. Коммодификация образования представляет собой тенденцию по его превращению в один из видов товара, со всеми присущими последнему свойствами – лучшего или худшего качества, представленного в большем или меньшем ассортименте, дешевого или дорогого, и т.д. Образовательные учреждения (в особенности профессиональные) превращаются в своего рода предприятия или корпорации по производству и реализации образовательных услуг. Студенты, соответственно, превращаются в клиентов корпорации, ее первичных потребителей (вторичным потребителем этого рода продукции является уже все общество).

В российской социальной науке прозвучало как критическое, так и апологетическое отношение к данному явлению. Считают маркетизацию образования неприемлемой такие исследователи, как В.И.Байденко, доказывающий, что «законы рынка и логику конкурентной борьбы нельзя применять к образованию, в том числе и к высшему» [Цит. по 54, 1].

Наряду с этим, отечественные исследователи часто пытаются рассматривать данную тенденцию в качестве «объективной», по возможности дистанцироваться от аксиологического ее измерения. Между тем, трудно на наш взгляд воспринимать данный процесс совершенно отстраненно, руководствуясь известным принципом «свободы от оценочных суждений».

На настоящий момент на мировой арене и в академическом сообществе сложилась достаточно устойчивая и развитая оппозиция коммодификации образования.

С.Матисон и У.Росс в своей работе «Гегемония подотчетности в школах и университетах» отмечают, что роли университета, как независимого института все больше угрожают интересы корпорации, как в скрытом, так и в явном виде. «Глобализация, по сути, есть другое название для капитализма, с той лишь разницей, что этот капитализм – без перчаток, и действующий на мировом уровне в тот исторический период, когда старые ограничения и запреты больше никого не сдерживают. Этот крайне самоуверенный капитализм, у которого не более-менее серьезных соперников, и нет, соответственно. Какой-то необходимости идти на компромиссы или извиняться, трансформировал как внутренние, так и внешние отношения университета – от преподавания и научной деятельности до практики выделения студенческих пособий и размещения автоматов с освежающими напитками. Уменьшающееся финансирование высшего образования сделало университеты еще более зависимыми от больших денег, и угрожает академической свободе и направлениям научных исследований» [Цит. по 54, 3].

Таким образом, коммодификация образования рассматривается часто в качестве результата глобализирующейся либеральной модели социально-экономических отношений, эффекта реализующегося в наши дни социально-исторического реванша капитала по отношению к обществу.

4. Технологизация образования представляет собой тенденцию, с одной стороны, увеличения роли компетентностного начала, а с другой – отказа от воспитательной функции института образования. Фундаментальное знание не востребовано обществом, индивид должен стать узким специалистом, университеты не должны брать на себя обязанности морального образования – таково, вкратце, кредо апологетов данной тенденции.

Формирование тенденции технологизации образования в России, например, оказалось связанным, с одной стороны, с так называемой «деидеологизацией» общества, имевшей место в период «перестройки», и с другой – с общемировыми тенденциями по приданию системе образования более прагматичной направленности. Технологизация образовательной практики находится, по сути, в контексте технологизации общественной жизни вообще.

Отмечается и противоречие между необходимостью технологической модернизации страны и отсутствием адекватной этой задаче идеологии и ее носителя – общественно-политического субъекта, который был бы в состоянии как инициировать, так и способствовать реализации данной задачи.

Таким образом, Технологизация образования выступает амбивалентным феноменом. С одной стороны Технологизация, как оптимизация учебно-преподавательского процесса, приведение его в соответствие с новейшими технологиями информационного общества не может не приветствоваться. С другой стороны, вывод воспитательной функции за пределы образовательной практики, сопровождающийся ее дегуманизацией, не может не вызвать тревогу.

Технологизация образования не должна выхолащивать его воспитательную функцию, как с точки зрения социальной ответственности института образования, так и исходя из элементарных соображений государственной целостности и безопасности, которые находятся в теснейшей связи с тем, как воспринимают данное государство его граждане и какое восприятие репродуцируется в процессе социализации, одна из важнейших частей которой протекает в стенах учебных заведений различных уровней и ступеней.

5. Унификация образования представляет собой тенденцию по приведению к системе единых знаменателей образовательных стандартов, норм, содержания специальностей, систем оценки знаний и итоговых степеней.

В настоящее время имеют место попытки развитых стран проводить согласованную политику и даже разработать единую стратегию в области образования. Последняя задача рассматривается руководством этих стран в широком политическом аспекте, ее выполнение связывается не только с достижением определенных экономических, социально-политических и идеологических целей, но и с формированием наднационального механизма управления сферой образования. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) реализует в этой связи долгосрочную Программу финансирования и планирования образования, направленную на разработку общей концепции подготовки кадров как отправной точки и теоретической базы для унификации образовательной политики и создания единого образовательного пространства.

Обозначенные выше тенденции и процессы наиболее полно реализуются в Европе, накопившей огромный позитивный опыт интеграции и интенсификации международных связей в области образования. Европейский союз, крупнейшая интеграционная группировка современного мира, является пионером в деле сближения и гармонизации национальных систем подготовки кадров.

Процесс создания единого образовательного пространства на территории Европы не свободен, вместе с тем, от противоречий, как с точки зрения его общей логики и механизмов реализации, так и с точки зрения участия в нем нашей страны.

Прежде всего, сам факт необходимости ориентации именно на европейскую образовательную модель, с соответствующими процедурами взаимодействия и унификации, не является однозначно очевидным.

Критикуется Болонский процесс с точки зрения проблем социокультурной совместимости его философии с российской образовательной реальностью. Российское образование, - по мнению Л.С.Онокой, - базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеются глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. «…Всякие инновации в образовании должны проводиться после тщательной методической, технологической, маркетинговой проработки при наличии нормативной поддержки и только в том случае, когда общество готово их принять. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов» [Цит. по 54,6].

6. Деинституционализация образования представляет собой тенденцию частичного или полного вывода образовательного процесса за пределы официальных образовательных учреждений. К деинституционализации относятся такие развивающиеся или, по крайней мере, активно обсуждаемые явления и идеи, как информатизация образования, образование для взрослых, образование в течение всей жизни, самообразование, образование в домашних условиях, дополнительное образование, гражданское образование и т.д.

Данная проблематика начинает привлекать все большее внимание в российской социальной науке. Делаются даже попытки обоснования социологии непрерывного образования, как субдисциплины социологии образования, актуальность, необходимость чего объясняется тем обстоятельством, что «доля взрослого населения, участвующего в образовательной деятельности именно этого типа (неформальное и информальное самообразование, досугов и т.д.), будет неуклонно увеличиваться и вскоре число обучающихся таким образом взрослых превысит число детей и молодежи, занятых в сфере формального образования. По данным Института образования ЮНЕСКО, в России, если она будет следовать курсом модернизации экономики и постепенного рыночного реформирования, в самое ближайшее время совокупная продолжительность образовательных программ для взрослого населения должна намного превысить продолжительность аналогичных программ детско-юношеского образования» [Цит. по 54, 8].

Таким образом, названные выше тенденции выступают как результат изменившихся по отношению к институту образования требований со стороны общества, но носят характер противоречивый и неоднозначный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: