3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы (рис. 3.1).
Теоретические методы – мыслительные действия и операции в целях познания или исследования действительности.
Эмпирические методы – познавательные действия и операции с использованием средств измерений для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов.
Практические методы – технологические действия и операции для определения характеристик товара и обеспечения их сохранения при товародвижении.
Дополнительно в зависимости от характера деятельности методы подразделяются на: методы-действия (совокупность приемов практического или теоретического познания действительности, либо достижения конкретного результата); методы-операции (конкретные приемы деятельности).
3.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Анализ – разделение исследуемого объекта на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.
Сравнение – сопоставление объектов для выявления общности и различия между ними.
|
|
Метод сравнительного анализа – разделение целого на части или элементы с последующим их сравнением.
Синтез – объединение составных элементов объекта в единое целое или систему.
Диагностика – описание основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий или несоответствий и причин их возникновения.
Прогнозирование – исследование перспектив изменения определенных процессов.
Программирование – определение последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения.
Планирование – разработка долгосрочных и краткосрочных планов или проектов.
Абстрагирование – мысленное выделение и превращение в самостоятельный объект отдельных характеристик товаров или факторов, влияющих на них.
Конкретизация – представление объекта в конкретной, наглядной форме.
Обобщение – это метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений.
Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих или недостижимых в действительности, но к которым необходимо стремиться их прообразам в реальном мире.
Моделирование – построение моделей и перенос информации по аналогии от модели к прототипу.
Систематизация – построение единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов.
3.3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Измерительный метод – определение значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
|
|
Органолептический метод – определение значений показателей качества с помощью органов чувств.
Регистрационный метод – наблюдения и учет определенных объектов и их характеристик.
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предложению.
Социологический метод – проведение опросов с помощью специально разработанных анкет.
3.4. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Методы оценки качества – измерение значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям.
Технологические методы – обеспечение сохраняемости товаров, их рационального товародвижения.
Методы упаковывания – обеспечение сохраняемости товаров с помощью упаковки.
Методы маркирования – информационное обеспечение товаров и их идентификации.
Методы транспортирования – перемещение товаров и обеспечение их сохранности в пути.
Методы хранения – сохранение товаров на складах производственных предприятий оптовой и розничной торговли.
Методы товарной обработки – подготовка товаров к продаже с целью улучшения их качества и сохраняемости.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 3
1. Укажите основные группы методов товароведения.
2. Перечислите теоретические методы товароведения.
3. Опишите практические методы товароведения.
4. Охарактеризуйте эмпирические методы товароведения.
5. Раскройте сущность отличия методов-действий от методов-операций.