Роль социальных норм во взаимоотношениях сотрудников правоохранительных органов с гражданами

Взаимоотношения сотрудников органов внутренних дел и граждан относятся к разновидности общественных отношений, регулирование которых осуществляется с помощью определенных норм, называемых социальными и представляющими собой правила поведения людей, распространяемые на всех членов общества.

Социальные нормы являются образцом поведения общего характера, формируются в процессе деятельности людей и служат для поддержания порядка в отношениях между ними. В этом смысле не составляют исключения и взаимоотношения сотрудников милиции с гражданами.

К основным видам социальных норм в сфере регулирования общественных отношений относятся правовые, политические, корпоративные (нормы общественных организаций), религиозные нормы, а также нормы морали (нравственности), обычаев традиций, ритуалов. Все они тесно связаны между собой. Перечисленные социальные нормы представляют интерес для анализа взаимоотношений сотрудников милиции и граждан. Сотрудникам правоохранительных органов необходимо учитывать данные нормы при выполнении своих профессиональных задач.

Большое значение для жизни общества имеют нормы обычаев, традиций, ритуалов, которые представляют собой обобщенные правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде, ставшие жизненной потребностью человека и охраняющиеся мерами морального воздействия (например, национальные обычаи, профессиональные традиции, военные ритуалы). Пренебрежение этими нормами со стороны сотрудников милиции могут привести к возникновению конфликтных ситуаций.

Что касается религиозных норм, установленных различными вероисповеданиями, они имеют принципиальное значение для исповедующих ту или иную веру и документально зафиксированы в различных религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.).

Российское законодательство не обошло вниманием эти нормы. Так, в Конституции Российской Федерации (Ст.13,14.19,28,29) каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедания и запрещается деятельность, направленная на разжигание религиозной розни. Регулирует данные отношения и закрепляет правовое положение религиозных объединений Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Уважительное отношение сотрудников правохранительных органов к вероисповеданию граждан необходимо для достижения оптимального результата общения.

Важную роль во взаимоотношениях членов общества играют политические нормы, т.е. правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

Конституцией РФ признается политическое многообразие и гарантируется равенство прав и свобод человека независимо от его убеждений. Во взаимоотношениях с гражданами сотрудник милиции «не должен допускать влияния любых политических взглядов на свои действия».

Нельзя не упомянуть и о нормах общественных организаций, которые представляют собой внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношения их членов.

Подобные корпоративные нормы регулируют отношения между членами, участниками общественных объединений и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

Сферы действия данных норм оговариваются в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и других законодательных актах. В связи с этим сотрудники ОВД должны четко разграничивать просоциальную, асоциальную и антисоциальную деятельность общественных организаций и на этой основе регулировать свое поведение во взаимоотношениях с членами этих организаций.

Не отрицая важности вышеперечисленных социальных норм, следует признать, что во взаимоотношениях между гражданином и сотрудником милиции приоритетными компонентами являются нормы права и морали.

Право определяется как система общеобязательных социальных норм, установленных и охраняемых государством. У норм права та же цель, что и у других социальных норм - регулирование поведения людей в обществе, однако правовые нормы имеют и существенные отличия.

Для эффективности взаимоотношений сотрудников милиции и граждан обе стороны должны обладать достаточным уровнем правосознания, под которым понимается отношение к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).

В рассматриваемых отношениях выделяются, с одной стороны, правосознание граждан (т.н. обыденное), а с другой - правосознание сотрудников ОВД (профессиональное), формирующееся в результате специальной подготовки. Сотрудникам милиции необходимо повышать уровень собственного правосознания и учитывать особенности обыденного правосознания граждан для решения профессиональных задач.

Важную роль во взаимоотношениях сотрудников милиции и граждан играют нормы морали (нравственности). Термины «мораль» и «нравственность» принято считать синонимами. Мораль является совокупностью норм, принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Нередко сферы моральных и правовых отношений совпадают. У права и морали могут быть одни и те же задачи, одна общественная цель: способствовать формированию отношений между людьми. Морально-правовыми принципами можно признать гуманизм, свободу, справедливость. Отношения к государству, культуре, другим народам можно рассматривать как с позиции нравственности, так и с точки зрения права.

Несмотря на то, что области действия права и морали нередко пересекаются, каждая из этих норм является самостоятельным регулятором общественных отношений. Но при этом они не должны противоречить друг другу: право нормативно не закрепляет поступков, выходящих за пределы нравственности, моральные нормы осуждают нарушение закона. Совершая тот или иной поступок, человек, как правило, не задумывается, какой из социальных норм регулируются его действия в конкретном случае, так как на уровне индивидуального сознания нравственность и право не разделяются. Решающую роль в оценке поведения играет, прежде всего, положительное или отрицательное отношение общества к данному поступку. Признавая, что моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения, нетрудно проследить прямую связь между аморальностью и преступностью, так как любое преступление, по сути, аморально. Как правило, отступление от норм морали, является одновременно и нарушением юридических норм.

В обществе выделяется категория людей (в том числе и сотрудники милиции), профессиональная деятельность которых протекает в особых условиях, требующих от них особой ответственности, организованности, напряжения нравственных и физических сил. В данной области мораль неразрывно связана с правом и во многих странах отдельные нравственные требования к липам, применяющим право, закреплены в присяге, уставах, наставлениях.

Россия в этом смысле не является исключением. В этой связи нельзя обойти вниманием приказ МВД СССР 1969 года № 235 «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам», в котором были определены требования к моральному аспекту поведения сотрудников милиции. Из последних документов, затрагивающих данную проблему, необходимо отметить закон «О милиции», в котором, в частности, запрещается прибегать к «обращению, унижающему человеческое достоинство», а также Кодекс чести сотрудника правоохранительных органов, где требуется «относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно».

С сожалением приходится констатировать факт, что снижение нравственной культуры в нашем обществе за последние годы не обошло и сотрудников милиции и в этом отношении очень показательно недобросовестное, формальное отношение к служебным обязанностям.

В связи со сложившимся неудовлетворительным положением с соблюдением прав и законных интересов граждан со стороны ряда сотрудников Министерства был издан приказ МВД России, в котором отмечаются факты нарушений, что «вызывает крайне негативное отношение к органам внутренних дел, подрывает авторитет государственной власти», вскрываются главные причины такого положения и указывается на необходимость «уважать человеческое достоинство граждан, поддерживать и защищать права человека и гражданина, руководствоваться принципом, закрепленным в Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, «Служа Закону - служу народу», а также «быть в обращении с гражданами доброжелательными, стремиться завоевывать их расположение и доверие, добиваться взаимопонимания, воздерживаться от ненужной резкости».

Прямо скажем, роль средств массовой информации, освещающих деятельность правоохранительных органов не всегда адекватна. Вместе с тем роль средств массовой информации и в создании образной ха­рактеристики идеального представителя правоохранительных органов чрезвы­чайно велика. Мониторинг общественного мнения, показывает, что формирование мне­ния о деятельности МВД РФ ведут различные источники: у 31% опрошенных сфор­мировалось мнение о деятельности органов внутренних дел и отдельных сотруд­никах под влиянием теле- и радиопередач; у 23% - под впечатлением информации в прессе; 40% опрошенных к данным источникам прибавляют информацию, по­лученную в ходе бесед с друзьями, знакомыми или в кругу семьи, и только 30% -на основе личного опыта.

С другой стороны, средства массовой информации в основном «доводят до сведения» мнение широкой общественности о деятельно­сти милиции, но, не участвуя в формировании положительного отношения к ней, не работают на создание престижности этой работы, ее авторитет. Взаимодейст­вие же милиции со средствами массовой информации сводится к информирова­нию населения о совершаемых преступлениях и мерах по их предотвращению в 52% случаев, к правовой пропаганде - в 25% случаев взаимодействия, к решению некоторых оперативно-розыскных задач (розыску подозреваемых, свидетелей, пропавших и т.п.) - в 23%.

К сожалению, нередко сотрудники ОВД не учитывают нравственную сторону отношений с гражданами. Подобное упущение нередко объясняется строгой регламентацией служебной деятельности законами, приказами, инструкциями. Недооценка норм морали снижает эффективность выполняемой сотрудниками милиции деятельности.

Находясь в центре деструктивных социальных процессов, в силу своего общественного положения сотрудники могут либо сглаживать, либо усугублять возникающие противоречия в зависимости от той роли, которую играет милиция как субъект социально-правовых отношений, другой стороной которых является гражданин.

Выполняя свои служебные обязанности, сотрудники правоохранительных органов по возможности должны учитывать все виды социальных норм, отдавая приоритет нормам права и морали (нравственности), углубляя и применяя на практике знания психологических особенностей общения с гражданами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: