Особенности организации белорусских народных игр

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их труд, национальные традиции, представления о чести, смелости, находчивости.

Воспитательное значение народной игры – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа. Народные игры формируют уважительное отношение к культуре родной страны, создают основу для развития патриотических чувств.

Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, углублению знаний об окружающем мире, стимулируют развитие психических процессов. Правильно проводимые игры развивают внимательность, сообразительность, ловкость, быстроту, доносят национальный колорит языка, воспитывают дружбу и товарищество.

В народных играх много юмора, шуток, задора, неожиданных веселых моментов. Нередко они сопровождаются считалками, зачинами, диалогами, жеребьевками, потешками, которые составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор и имеют огромное художественно-эстетическое значение.

Можно дать следующую классификацию народных игр для детей:

–имитационные или творческие игры с определенным сюжетом;

–хороводные;

–игры-забавы (с водой, камушками и пр.);

–элементарно-спортивные (с установкой на соревновательность, достижения);

Для правильной организации игр необходимо владение обширным игровым материалом, знание методики педагогического руководства игрой.

Педагог должен привлекать внимание детей к содержанию игры, следить за игровой ситуацией, стимулировать гуманные отношения, культуру поведения и взаимное уважение между детьми. Важно, чтобы педагог сам почувствовал взаимодействие игроков в игре, испытал их на себе.

Объясняя новую белорусскую игру, в которой есть зачин, считалка или жеребьевка (сюжетная игра), педагогу не следует предварительно разучивать с детьми текст, а ввести его в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит от скучного заучивания и трафаретного знакомства с игровым элементом.

Несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Педагог может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что дети поняли правила игры.

Поэтапно методику игры можно представить так:

1. Формулирование воспитательных задач.

2. Подготовка инвентаря.

3. Размещение детей на площадке или разделение их на группы.

4. Объяснение правил игры.

5. Распределение ролей (при необходимости).

6. Игровое действие.

7. Завершение игры, подведение итогов.

Шестилеткам предлагают игры, в которых нет деления на группы или команды («Совушка», «Иванка» и др.), содержатся подражательные движения. Детям нравятся игры, в которых они дружно, хором произносят определенные слова. Например, в игре «Хорт». В начале года лучше предлагать игры, знакомые детям из детского сада. Выбор игр зависит и от поры года. Так, зимой можно играть в «Стенку», «Вежу», а в помещении – в «Михасик», «Подними платок». При планировании игр учитывается изучение программного материала, а также возрастные особенности детей. При необходимости должен быть заранее подготовлен игровой материал, соответствующий конкретным условиям. К изготовлению его можно привлекать детей.

Приложение 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: