Вопрос. Порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции РФ

Статья 136
Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Поправки к положениям гл.3—8 Конституции Российской Федерации могут предлагать субъекты конституционной инициативы, указанные в ст.134 Конституции. Это не влечет постановки вопроса о пересмотре Конституции в целом. Проекты федеральных законов о внесении поправок в гл.3—8 Конституции вносятся в Государственную Думу и принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов, — большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 Конституции).

Регламент Государственной Думы устанавливает следующий порядок рассмотрения проектов федеральных законов о внесении поправок к гл.3—8 Конституции. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.
Государственная Дума рассматривает законопроект о внесении поправок к гл.3—8 Конституции в трех чтениях. В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.
Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл.3—8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.130—133 Регламента Государственной Думы).
Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл.3—8 Конституции, принятый Государственной Думой большинством в 2/3 голосов от общего числа ее депутатов, передается в течение пяти дней на рассмотрение Совета Федерации.
Для принятия закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа его членов. Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.
Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл.3—8 Конституции, принятый Советом Федерации и Государственной Думой в идентичной форме, подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию в течение 14 дней.
Федеральный закон о внесении поправок, к положениям гл.3—8 Конституции Российской Федерации вступает в силу после его одобрения законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Процедура одобрения указанных законов устанавливается конституциями (уставами) и регламентами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Требование об одобрении конституционных поправок в законодательных органах субъектов Федерации в целом характерно для большей части федеративных государств. Так, например, в Соединенных Штатах Америки конституционные поправки, принятые большинством в 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса, подлежат ратификации законодательными собраниями или конвентами 3/4 штатов (ст.V Конституции США).

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: