1.Служебные части речи. Общая характеристика союзов, предлогов и частиц. Проанализируйте служебные части речи в первом абзаце текста.
1. к неполнознаменательным частям речи относятся 4 группы слов: служебные слова(предлоги, союзы, частицы), модальныес слова, междометия и звукоподражание.
Предлоги-служат для выражения различных отношений(пространственных, временных, причиных)между действиями и предметами или между несколькими предметами.
Союзы – служат для выражении различных отношений между предметами, действиями, признаками, событиями. В отличии от предлогов союзы безразличны к морфологической природе соединяемых слов(союзами могут связываться слова любых частей речь и любые предложения).
Частицы – класс слов, которые не имея самостоятельности реального значения выражают различные смысловые оттенки слов и выражений. Частица не служит средством связи, но могут участвовать в образовании форм слов и употребляться в предложениях придавая им особый смысл(бы, ли,)смысловые частицы (даже)
|
|
служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определенные проблемы.
Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения. Во-первых, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало. Во-вторых, это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь часто и надолго, мы добрались до места только на третьи сутки.
Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение. Поэтому во всех трех комплексах принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата. В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть следующим: вместо старшего брата.
Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит!
Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.
|
|
Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.
Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является общепринятым.
Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».
2. Каковы в данном фрагменте принципы построения портрета героя и как через портретное описание проявляется авторское отношение к герою? Чем похож и чем не похож (в том числе и в плане приемов создания образа) Обломов на помещиков из повестей Гоголя и его поэмы «Мертвые души»?
Принципы построения портрета: душевные качества в портрете,:мягкость, лень, обрюзглость. Взгляд со стороны, Манилов. Нет указаний на конкретные черты лица, цвет форму,связь внешности с чертами характера души. Деталь – халат. В повестях «старосветские помещики»: в образах помещиков через портретные характеристики сквозит та же мягкость и доброта, доводимая автором до идиллии, что и в образе Обломова. Деталь у Гоголя косвенно характеризуют героя, помещиков, стоя вне портрета, будучи вспомагательным средством создания впечатления. У Гончарова деталь – это часть портрета, является сама по себе чертой личности, а не характеристикой этих черт. Нет мелких деталей.
3. Сформулируйте вопросы для комплексного анализа данного текста. Определите вид и цель изложения, которое вы предложите старшеклассникам.
Комплексный анализ текста: 1)содержание
2) композиция, 3)языковой анализ
тема отрывка, идея отрывка, авторское отношение,
как оно выражается: на уровне лексики, тип лексики, выделите слова со значением оценки, изобразительно выразительные средства, сравнения, эпитеты, ключевые слова в тексте, к какой тематической группе относятся эти слова. Признаки текста? Как связаны предложения?(лексика, грамматика, вид, время).тип связи предложений?(цепной, параллельный) тип связи обзацев?тип текста? Стиль текста? Цель: контрольное изложение. Вид: подробное изложение с творческой частью. Задания: каково отношение автора к героям? Тип и стиль речи?
4. Анализ образа персонажа эпического произведения. Задачи и методика работы над литературным портретом. Как приведенный текст можно использовать при изучении образа Ильи Ильича Обломова? Предложите учительский комментарий или вопросы и задания к тексту.
4.Вопросы: На уроках по роману можно показать основные компоненты литературного образа - его идейный смысл; речевую характеристику; влияние исторических условий эпохи, социальной среды и воспитания, полученного в детстве, на склад личности и характер героя; раскрытие его характера в деталях портрета, обстановки; мастерское использование внутреннего монолога и авторской характеристики.
(*292) Работа над "Обломовым" проливает свет на глубокий смысл ряда рассмотренных ранее образов, изучение романа имеет большое воспитательное значение, так как помогает научить школьников давать моральную и эстетическую оценку изображенной в произведении действительности.
Однако ставя перед собой цели формирования навыков творческой самостоятельности, учитель в каждом случае подходит к этому вопросу по-новому. Так, на материале "Обломов" он поставит перед классом новые задачи, обратив внимание не только на необходимость раскрытия определенных сторон персонажа, но и на порядок их рассмотрения, на общую направленность анализа, на то, что в нем является наиболее существенным. В этом преподавателю окажет большую помощь статья Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?"
|
|
Что мы узнаем об Обломове в первой главе романа? Какими художественными средствами раскрывает Гончаров характер своего героя?
В классе анализ образа идет частично методом лекции, частично - беседы с применением комментированного чтения отрывков из текста. Целесообразен такой порядок разбора, при котором школьники следуют за автором, проникая в суть явлений, разби(*293)раясь в логике характера героя, в причинах, повлиявших на формирование его личности. Сначала автор дает нам социально-психологический портрет своего героя, как бы заставляет внимательно присмотреться к Обломову, описывая его привычки, поведение, детали обстановки, взаимоотношение с окружающими, знаменитые халат и туфли Обломова; его мысли, мечты, показывая неприглядную картину жизни Обломова, в которой словно все "полиняло". После беседы по 1-й главе ученик, получивший индивидуальное задание о причинах, повлиявших на личность героя, делает сообщение. Ответом на немой вопрос Обломова "...Отчего я... такой?" - является содержание 9-й главы романа.
После проведенной беседы подводятся итоги, делается вывод о типичности Обломова, приводится материал из статьи Н.А. Добролюбова о литературных предшественниках Обломова, об идейной значимости романа, дававшего "ключ" к разгадке многих явлений русской жизни середины XIX в. Затем внимание учеников обращается на художественное обобщение, которое заключено в образе Обломова.
Вся беда в том, что ученик, а зачастую и сам учитель, в процессе анализа теряют живой, полнокровный образ литературного героя, полностью отвлекаясь от его жизненной конкретности. Анализ в классе должен, наоборот, помочь ученику более ярко, осознанно воспринимать персонаж.
При анализе образа Обломова надо раскрыть перед учащимися не только социальные корни обломовщины, но и трагедию отдельного человека, подобрав для этого соответствующий материал в тексте. Учитель предлагает ученикам подумать над вопросом: "В каком эпизоде характер героя раскрывается наиболее ярко?" Обдумывание ответа, а также художественный пересказ или выразительное чтение отрывка из текста оживляют работу, помогают воссоздать живой, полнокровный образ героя. Совсем не обязательно прийти к общему выводу. Важно, что такая работа направляет школьников на осознанный анализ событий, в которых раскрывается характер персонажа, а выразительное чтение отрывков из текста помогает воссоздать облик героя произведения.
|
|
Анализ образа героя эпического произведения.
1) поведение
2) выявление читательского восприятия
3) изучается не столько поведение, сколько нравственная позиция героя, его психология
4) сопоставление героя с др.героями в аналогичной ситуации.
5) Авторское отношение к герою, проявляющееся в стиле, портрете, интонации
6) Целостное восприятие: портрет+пейзаж+речь+отношение с др.
Портрет: задачи- показать для чего нужны авторы эти описания, какое они имеют худ.значение.цель – подчеркнуть в портрете характерные черты и вызвать более яркое зрительное представление.
Вопросы задания к тексту: 1) место и роль эпизода в романе
2) какое значение он имеет для характеристики главного героя
3) сопоставьте приемы создания портрета у Гончарова и др.известных вам авторов.