Сущность культурной политики (субъекты, механизмы реализации)

Сегодня ни одно государство не может обойтись без вполне определенной и целенаправленной культурной политики, ее формирование и осуществление является важной и неотложной задачей, обеспечивающей стабильность общества.

Культурная политики (К.П.) – это специфический вид деятельности оп регулированию культурной жизни, сводящейся к воздействию на личность с целью формирования ее «картины мира», то есть той координаторской сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Цель К.П. – стремление сохранить или изменить картину мира людей так, чтобы это соответствовало интересам субъекта К.П. Такой субъект д.обладать ресурсами (материальными, фин., кадровыми, инф-ми) для осуществления К.П.

Культурная жизнь предстает как поле борьбы различных субъектов = групп населения (носителей разных субкультур), создателей культурный ценностей, различных общественных институтов, занятых сохранением и распространением ценностей. Отсюда, К.П. – это орьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую важную роль играет распределение ресурсов (фин, мат, кадровых, инфо. ) Основные понятия- Картина мира – это синтетическое панорамное представление человека о конкретной действительности, система взглядов о мире.включает: мировоззрение, мировосприятие, мироощущение.

Субъекты К.П.:

· государство, воздейтсвие которого осущ. Через управление религией, наукой, ис-вом, через трансляцию гос.идеологии;

· создатели культ.ценностей, их пропагандисты и использователи в своих полит, нац, конфесс и др.целях;

· отдельные физ лица, имеющие в этой сфере свои интересы и располагающие соответ.ресурсами.

Т.О. культурная политика – это определенное воздействие субъекта культурной жизни на культуру с целью сохранения или изменения нац.картины мира или каритны мира некой субультуры.

Цели К.П:

· Формирование общенац.картины мира и ее распространение среди граждан;

· Поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям;

· Развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности.

Средства осуществление К.П. разнообразны – соц.институты религии, ис-ва, науки, занимающиеся созданием новых культур.ценностей, отбором накопленного культ.богатства. Каналы распространения – соц.институты образования, СМИ. Все это – комплекс, формирующий картину мира в массовом сознании.

К.П. имеет два аспекта:

· Внутренняя К.П напрвлена на формирование общенац.картины мира и ее распространение среди граждан; поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям; развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности.

· Внешняя К.П направлена на защиту своеобразия картины мира от внешних влияний более сильных культур; пропаганду важнейших фрагментов нац.културы за рубежами нац.гос-ва с целью ознакомления. Бывают инновационная К.П. (субъект стремиться ускорить эволюцию картины мира) и консервативная (субъект стремится замедлить эволюцию, сохранить ядро культуры).

Современное гос-во имеет механизмы К.П. В каждом развитом государстве есть соц.институты, уполномоченные выполнять функции:

· общественного признания отдельных произведений ис-ва и их авторов;

· отбора, хранения, трансляции культ.благ, полученных из прошлого и освящаемых самым фактом хранения;

· формирования вкусов и интересов потребителя.

Культурная политика демократического гос-ва – это деятельность, предполагающая:

· формирвание основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общетсва и о должном состоянии культурной жизни;

· определение приоритетных целей развития культуры;

· их реализацию с помощью распределения различного вида ресурсов.

Есть регулирование и саморегуляция культуры. Управление этой сферой:

· научно-идеологичекий – через худ.культуру, эстетику, историю, социологию

· социально-психологический – через художников и аудиторию, придания им статуса.

· правовой – законодательное регулирование, обеспечение доступности культ.ценностей, защита прав художников

· экономический – ценовой механизм

Управление – это распределение ресурсов. Поэтому принципы финансовых взаимоотношений культуры и гос-ва являются краеугольным камнем культурной политики и связаны с лежащей в основе этой политики концепцией. Есть два типа финансирования культурной жизни: первый исходит из того, что культура д.добывать сама средства, роль государства – факультативное участие в регулировании культурной жизни; второй – культура – важнейший инструмент воспитательного воздействия на человека и гос-во д.использовать такую возможность в своих целях.

. Любое общество имеет культурное ядро. Гос-во д.сохранять ядро, влиять на динамику субкультур, регулируя их взаимодействие. Все типы субкультур (инновационные, консервативные, криминальные и др.) имеют своеобразные картины мира и характеризуются различными интересами в сфере культуры. Поэтому культурная политика учитывает наличие наиболее крупных субкультур, признавая их культурные, художественные потребности и СК права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: