Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.
Эволюционный переход от социальных норм к праву — достаточно сложный процесс:
а) в основе возникновения права лежат те же условия и причины, которые объясняют и происхождение государства;
б) допустимо предположить, что право и государство возникли во взаимосвязи и одновременно;
в) постепенное размывание, разрушение закрепленного обычаями порядка, вступление установленных ими форм в противоречие с их изменившимся содержанием привели к возникновению правовых обычаев, т.е. которые оговариваются государством и защищаются им;
г) с развитием государства наступает момент, когда правовые обычаи не могут справиться с регулятивными задачами, поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.
В развитии права можно выделить два основных пути:
1) формирование и закрепление сборников, содержащих нравственно-религиозные положения (Законы Солона в Афинах, Законы Ману в Индии, поучение Птахотепа в Древнем Египте, Коран в мусульманских странах и т.п.). Их нормы зачастую носят казуальный характер и могут быть дополнены иными обычаями, например в мусульманском мире — адатами, установлениями монарха и т.п.;
|
|
2) в обществе же, продуцирующем на частной собственности, развивалось более обширное, выделяющееся высокой степенью формализации и определенностью законодательство.
Таким образом, в IV-III тысячелетиях до н.э. правом являются нормы, регулирующие производственную деятельность земледельческого общества. Становление права начинается с вводом агрокалендарей в Месопотамии, Египте, Индии и иных государствах того времени. На последующем этапе развития городов-государств возникают иные письменные источники: законы, кодексы, своды законов. Например, свод законов Ур-Намму, проживавшего в Шумере в III тысячелетии до н.э., или XII таблиц Хаммурапи. В этот период получает распространение практика систематизации законодательства, судебной практики (следы этого, например, найдены в городе-государстве Лагаш). Право все активнее вытесняет мифы, традиции, обычаи, ритуалы и обряды.
От доправовых социальных норм право отличается по целому ряду признаков, среди которых следует выделить:
- социальность — содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции (например, распределение или перераспределение добываемого продукта, нормирование затрат индивидуального труда на общественные нужды и т.п.);
|
|
- нормативность — право выступает как система норм (правил поведения);
- обязательность — правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения;
- формализованность — правовые нормы принимаются в определенном порядке и фиксируются, как правило, в письменном виде в специальной форме, например в форме законов, сборников законов, прецедентов и т.д.;
- процедурность — порядок создания, применения и защиты права;
- неперсонифицированность — необращенность права к конкретному лицу;
- институциальность — означает, что правотворчество как сознательный и целенаправленный процесс создания норм права осуществляется определенными компетентными органами государства;
- объективность — право регулирует реальные отношения периода перехода от социальных форм управления к государственным;
- непротиворечивость — недопустимость противоречий в содержании свода законов (XII таблиц Хаммурапи тому пример).