Тема 14. Российская империя на рубеже столетий

(конец ХIХ – начало ХХ вв.)

1. Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ вв. Концентрация производства. Монополизация. Государственный капитализм. Иностранный капитал. Влияние мирового экономический кризис 1900 – 1903 гг. на экономику Российской империи. Трудовая миграция. Изменения в социальной сфере: буржуазия, пролетариат, крестьянство.

2. Развитие Луганского края в начале ХХ в. Луганская область в составе 3-х российских губерний – Воронежской, Екатеринославской, Харьковской. Вхождение Луганского паровозостроительного завода в синдикат «Продамет». Г.Гартман. Создание синдиката «Продуголь». Возникновение кооперативов.

3. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, события, спад революции. Кризис империи. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на общество. Массовые выступления рабочих. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстание на броненосце «Потемкин», восстание моряков в Севастополе во главе с лейтенантом П. Шмидтом. Вооруженное восстание в Москве. Манифест Николая II. I и II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот 1907 г.

4. Луганщина в годы российской революции 1905-1907 гг. Луганский комитет РСДРП в годы революции. Забастовки рабочих. Крестьянские выступления. А.Пархоменко. Формирование Советов народных депутатов. К. Ворошилов. Послевоенная реакция.

5. Общественно- политическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ вв. Территория и административное устройство: территориальное оформление Российской империи. Украинские земли в составе Российской и Австро-Венгерской империй. Формирование общероссийских и украинских партий. Политическая программа Столыпина П. III и IV Государственная дума

6. Столыпинская аграрная реформа 1906 – 1911 гг. Цель, содержание, достижения, просчеты реформы. Разрушение общины. Развитие кооперации. Переселенческая политика. Особенности проведения реформы на украинских землях. Последствия реформы.

7. Духовная жизнь Серебряного века. Демократические тенденции в культурной жизни на рубежеХIХ – ХХ вв. Образование и периодика в начале ХХ века. Народное образование, рост количества образовательных учреждений. Школы для рабочей молодежи. Библиотеки, читальни, типографии. Луганские издания «Донецкий бассейн», «Донецкая жизнь», «Гапрохим», ежегодный справочник «Весь Луганск в кармане». Училища при заводах, воскресные вечерние школы и курсы. «Кружок любителей драматического искусства, музыки и пения». Поэты-символисты, акмеисты, футуристы. А. Чехов, А. Куприн, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Маяковский. И. Бунин. Критический реализм. Зарождение русского авангардизма. Театр. К.Станиславский. Модерн в архитектуре. Украинская наука, литература, искусство: музыкальное, изобразительное, театральное. М. Грушевский. Научное товарищество им. Т. Шевченко. М. Коцюбинский. Л. Украинка. Н. Лысенко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: