Приднестровье в МССР

С оциально-экономическое развитие Приднестровья в это период условно делиться на три этапа:
1). восстановления хозяйства, достижения довоенного уровня производства и создания местной индустриальной базы (1944-1955 гг.);
2). создания новых отраслей и крупных промышленных предприятий, определяющих специализацию хозяйства в общесоюзном и международном разделении труда (1956-1985 гг.);
3). организационно-правовой перестройки экономики (1985-1989 гг.)

Каждый из периодов существенно различался по своим стратегическим целям, темпам развития экономики и конечным результатам. Если первые два периода характеризовались высокими темпами роста всех экономических и социальных показателей, то последний этап под влиянием кризисных явлений, нарушением традиционных экономических связей, имел тенденцию и снижением темпов развития хозяйства.

Восстановление народного хозяйства и создание местной индустриальной базы (1944-1955 гг.).

Война и трехлетняя оккупация нанесли огромный материальный ущерб всему народному хозяйству Приднестровья. Были разрушены крупнейшие промышленные предприятия в городах Тирасполь, Бендеры, Рыбница. В течении 1944-1955 гг. абсолютно преобладали восстановительные работы. и первоочередное значение придавалось восстановлению консервных, винодельческих и других предприятий пищевой промышленности.

После войны интенсивно осуществлялась работа по ремонту и строительству новых шоссейных и грунтовых дорог Рыбница-Тирасполь-Слободзея, Рыбница-Флорешты, которые имели не только военное, но и народнохозяйственное значение - по ним поступали в республику важнейшие грузы для фронта и населения.
В 1945 г. вступили в строй плодокомбинат в г. Тирасполе, консервный завод в Бендерах, новые цеха на тираспольских заводах им. Ткаченко и «1 Мая», на Глинянском консервном заводе им. Микояна.

В 1944-1945 гг. были восстановлены все винодельческие предприятия (винпункты и винзаводы) в Рыбнице, Дубоссарах, Григориополе, Глином, Спейском и Тираспольском винзаводах.
В мукомольной промышленности были введены в строй мельницы в Рыбницком, Григориопольском, Дубоссарском районах и г. Тирасполе, хлебзаводы в Тирасполе и Рыбнице. Восстановлены Тираспольский винно-коньячный и Рыбницкий сахарный заводы, Бендерский мясокомбинат.
В течение этого периода созданы комбинаты хлебопродуктов в Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, табачно-ферментационный завод в Дубоссарах.
В 1954 г. был введен в эксплуатацию Тираспольский стеклотарный завод выпускающего банки и бутылки для пищевой промышленности.

После войны особенно острую потребность республика испытывала в электроэнергии. В начале 1945 г. ГКО СССР выделил Молдавии оборудование для пяти электростанций, в том числе энергопоезд мощностью 1 тыс. кВт для Тирасполя. К 1947 г. восстановлена Тираспольская ТЭЦ мощностью 4,2 тыс. кВт. В 1954-1955 гг. введена в эксплуатацию Дубоссарская ГЭС мощностью 48 тыс. кВт. Ввод станции в эксплуатацию позволил начать электрификацию населенных пунктов, промышленности и сельского хозяйства.

В послевоенные годы также была проведена реконструкция электрических подстанций, сетей и увеличена их протяженность. В 1957 г. вошла в эксплуатацию линия электропередач Тирасполь-Беляевка, что позволило объединить Молдавскую и Одесскую энергосистемы. Восстановление энергосистемы дало возможность восстановить деятельность предприятий легкой промышленности. Особое внимание уделялось предприятиям по производству товаров широкого потребления (швейной и прядильной фабрик в Тирасполе, мастерских по пошиву одежды и обуви в Бендерах). Первенцем послевоенной легкой промышленности стал Бендерский шелковый комбинат, основанный В 1952 году.

Одним из главных направлений деятельности строительных организаций в течение всего периода оставалось возведение жилья, которое осуществлялось высокими темпами. Так, в 1944-1945 гг. восстановлено жилой площади в Тирасполе – 15 тыс. кв. м, Бендерах – 10,5 тыс. кв. м. Начиная с 60- годов, основные усилия строителей были направлены на строительство нового жилья.
Рост индустриализации республики непосредственно связан с развитием машиностроения. В 1945 г. был восстановлен Тираспольский механический завод им. С.М.Кирова, который начинает изготавливать культиваторы, запасные части к тракторам и сельскохозяйственным машинам, пил для распиливания котельца. В последующие годы начат выпуск двигателей внутреннего сгорания, насосов центробежных, прессов виноградных, печного литья. В первой половине 50-х годов освоена новая продукция – кузнечно-прессовые машины и оборудование для консервной промышленности. В 60-е-80-е годы завод стал головным предприятием в СССР по выпуску литейного технологического оборудования.

Среди крупнейших машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, созданных с конца 50-х годов следует выделить Тираспольские заводы ТИЗАР (рефрижераторные автомобильные прицепы; единственное специализированное предприятие в СССР), «Электромаш» (разнообразные электродвигатели, в том числе взрывозащищенные, и товары народного потребления), электроаппаратный (автоматические выключатели), завод металлолитографии (жестяная тара), «Тираспольский завод металлоизделий» (эмалированная посуда), Рыбницкий машиностроительный завод (насосы для перекачки сточных жидкостей), Бендерские заводы «Электроаппаратура» (пускорегулирующая аппаратура), «Прибор» (компоненты современных корабельных навигационных систем), «Молдавкабель» (кабельная продукция).

Восстановление хозяйства и создание новых объектов непосредственно были связаны с развитием промышленности строительных материалов. Уже в 1946 г. вступили в строй Бычковские разработки ракушечников, карьер по добыче гравия в Тирасполе. Начали выпускать продукцию Рыбницкий и Воронковский известковые, Тираспольский кирпичный и Ново-Андрияшевский кирпично-черепичный заводы. К концу 40-х годов сдается в эксплуатацию цех по производству кирпича Рыбницкого райпромкомбината. В конце 50-х годов создана база по производству железобетонных конструкций в Тирасполе и Рыбнице. Впоследствии были введены в строй заводы крупнопанельного домостроения в Тирасполе, Бендерах, Варнице. В 50-е годы создаются предприятия по добыче естественных строительных материалов – в пгт Григориополь, с. Бычок.

В первые послевоенные были восстановлены разрушенные и созданы новые предприятия мебельной и деревообрабатывающей промышленности. К середине 60-х годов в систему мебельной и деревообрабатывающей промышленности республики входили 14 предприятий, в том числе тираспольские предприятия - мебельные фабрики № 4 и 5, деревообрабатывающий комбинат, сувенирная фабрика.
В послевоенный период была создана собственная полиграфическая промышленность, в состав которой вошли Бендерская, Тираспольская и Рыбницкая типографии, фабрика технических носителей информации (г. Бендеры).

Восстановление железнодорожного транспорта восстановление началось в 1944 г. Был сданы в эксплуатацию участки Раздельная-Тирасполь, Слободка-Рыбница, восстановлены рыбницкий и бендерский железнодорожные мосты через р. Днестр. Железнодорожный участок Бендеры–Раздельная в 1955 г. подвергся серьезной реконструкции: были построены вторые пути, восстановлены мосты, вместо рельсов легких типов установлены тяжелые, паровозы устаревших серий заменены более мощными.

Индустриализация и специализация народного хозяйства Приднестровья в общесоюзном разделении труда (1956-1985 гг.)

В сезон 1958 г. вступила в действие первая очередь Каменского плодоовощного завода, а на полную мощность он заработал в 1966 г. Григориопольский консервный завод был введен в эксплуатацию в 1963 г.

В 1966 г. создано уникальное винодельческое предприятие по производству ароматизированных вин «Букет Молдавии» в Дубоссарах.

В 1957 г. введен в действие Бендерский крахмалопаточный завод, вырабатывающий патоку, крахмал, корма, в 1967 г. - Бендерский маслоэкстракционный завод, предприятие вырабатывающее рафинированное и нерафинированное растительное масло из подсолнечника, сои, кукурузы.

В сентябре 1964 г. был введен в эксплуатацию первый блок (мощность 200 тыс. кВт) Молдавской ГРЭС. Пуск следующих 11 энергоблоков был завершен к 1982 г., в результате чего мощность станции достигла 2520 тыс. кВт. С помощью ЛЭП (330 и 400 кВт) станция была связана с Винницкой и Одесской энергосистемами, а также с энергосистемой правобережья Молдавской ССР и энергосистемой «МИР» стран-членов СЭВ. Для устранения этой диспропорции было решено построить в республике линии электропередач (ЛЭП) напряжением 330 и 400 кВт. С 1972 г. электроэнергия начала экспортироваться в Болгарию.

Создание Молдавской ГРЭС сопровождалось одновременным возведением города энергетиков – Днестровск. С целью использования отходов котельного производства (золы и шлака) был построен завод по производству аглопоритового гравия. В 1966 г. для подготовки кадров был открыт Днестровский энергетический техникум по подготовке специалистов по строительству и монтажу линий электропередач, эксплуатации электрических станций, сетей и систем.

Бурный рост производства и потребления электроэнергии в 60-70-е годы обусловил необходимость совершенствования управления электроэнергетической отраслью. С этой целью 1 июля 1974 г. в составе «Молдглавэнерго» было создано предприятие «Юго-Восточные электрические сети». В настоящее время предприятие входит в энергетическую компанию «Днестрэнерго».

в 1968 г. начала работу Рыбницкая трикотажно-бельвеая фабрика, в 1972 г. началось строительство тираспольского хлопчато-бумажного комбината, которое полностью завершилось в 1982 г. В 60—е-70-е годы была создана сеть крупных швейных фабрик в городах Тирасполь («40 лет ВЛКСМ»), Бендерах («50 лет ВЛКСМ»), Дубоссарах. В 1975 г. совместно с Германией создана бендерская обувная фабрика «Флоаре», в конце 80-х – обувная фабрика «Тигина». В Бендерах в 60-е гг. ведены в эксплуатацию текстильно-ткацкая и хлопкопрядильная фабрики.

В 1985 г. пущен в эксплуатацию Молдавский металлургический завод (г. Рыбница) по производство стали и мелкосортного проката.
Были созданы и предприятия легкой промышленности – Тираспольский химический завод, Григориопольский завод по производству полимерных изделий (1974) и уникальный завод по производству электроизоляционных материалов «Молдавизолит» (Тирасполь).

Во второй половине 60-х - первой половине 70-х годов начато производство нерудных материалов в с. Суклея, введен в эксплуатацию Бендерский завод теплоизоляционных материалов, при Молдавской ГРЭС – золоаглопоритовый завод. Наиболее крупным предприятием промышленности строительных материалов стал Рыбницкий цементный завод, первая очередь которого была введена в эксплуатацию 1961 г.

В октябре 1945 г. в Бендерах создается Днестровское речное пароходство. Были созданы порты и пристани, речной флот пополнялся грузопассажирскими пароходами и теплоходами, буксирными судами, баржами, средствами паромных переправ. В 1948 г. навигация осуществлялась от Днестровского лимана до г. Сороки. С 1977 г. началась бесперебойная доставка грузов в города и села Приднестровья из черноморских портов.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в Тирасполе и Бендерах были созданы таксомоторные парки.

После войны был налажен учет и начата госпитализация больных, произведена дезинфекция источников водоснабжения. Проведено медико-санитарное обследование населения, позволившее выявить распространение наиболее массовых заболеваний (сыпного и брюшного тифа, дизентерии, чесотки, малярии, туберкулеза и др.). Повсеместно была внедрена система профилактических мероприятий и обязательной всеобщей вакцинации, создана сеть аптек, поликлиник и больниц, в том числе детских. Созданы санитарно-эпидемиологические станции и система скорой помощи. Существенно возросло количество врачей всех специальностей. Как следствие значительно сократился уровень заболеваемости населения, ряд болезней был полностью ликвидирован.

За рассматриваемый период был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Серьезные изменения претерпела система профессионального образования. Были созданы учебные заведения нового типа – городские и сельские профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, осуществлявшие подготовку кадров по большому спектру профессий.

В послевоенный период были восстановлено и создано большое количество новых спортивных объектов (стадионов, бассейнов, кортов, спортивных площадок, лодочных станций, тиров и др.). Создана система ДЮСШОР, школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Спортсмены Приднестровья принимали активное участие в республиканских, общесоюзных и международных соревнованиях. Произошел существенный рост количества разрядников, мастеров спорта, мастеров спорта международного класса..

В конце 60-х - начале 70-х гг. индустриальный сектор стал абсолютно преобладать в национальном доходе. Проводилась целенаправленная работа по созданию новых отраслей промышленности (электроэнергетики, электротехнической, цементной, химической, микробиологической), определяющих НТП, увеличивающих уровень индустриализации всех территориальных единиц и повышающих комплексность развития хозяйства региона.

Существенно укрепились связи «наука-производство», что нашло свое отражение в создании научно-производственных объединений (НПО), комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, широком применении новых материалов (композитов, синтетического каучука, синтетических волокон и пластических масс, внедрении автоматизированных систем управления и систем научной организации труда (НОТ).

Период 1961-1985 гг. следует считать одним из наиболее важных в процессе индустриализации республики. За рассматриваемый период практически были созданы основные предприятия, которые и предопределили специализацию республики в межрегиональном и международном разделении труда. Были созданы такие промышленные гиганты, как Рыбницкий цементно-шиферный комбинат, Бендерский завод «Молдавкабель», шелковый комбинат (г. Бендеры), Тираспольский завод литейных машин им. Кирова, з-д «Молдавизолит», ПХБО «Тиротекс», з-д «Электромаш» (Тирасполь), Молдавская ГРЭС (пгт Днестровск), ММЗ.

За это время основная часть показателей развития промышленности (выпуск продукции, стоимость ОПФ, численность ППП, фондовооруженность, производительность труда, фондоотдача) увеличилась в несколько раз. Наряду с ростом объемов производства, произошла его диверсификация, выразившаяся в расширении ассортимента выпускаемой продукции.

Произошла оптимизация размещения производительных сил, создание новых промышленных пунктов и центров, индустриализация депрессивных регионов. С середины 60-х годов начали формироваться зоны группового строительства предприятий (промышленные зоны) – например, в Тирасполе – Октябрьская и Северная. Это позволило получить существенную экономию средств за счет производственно-технической кооперации между предприятиями, использования общей инфраструктуры, сокращения транспортных расходов.
Предприятия Приднестровья стали активными участниками общесоюзных и международных выставок и ярмарок.

Индустриализация привела к росту городов и численности городского населения, а это оказало влияние на структуру половозрастного и этнического состава, а также профессионального состава кадров занятых в производстве. Повысилась эффективность использования трудовых ресурсов, произошел рост их общеобразовательного уровня и профессиональной квалификации, в частности численности и доли специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

К концу 80-х годов сформировался промышленный комплекс, в котором ведущие места занимали легкая и пищевая промышленность, трудоемкое и нематериалоемкое машиностроение. Объем промышленного производства к концу периода превышал 5 млрд. долл. США.

Сельское хозяйство. За время Великой Отечественной войны существенно пострадала материально-техническая база сельского хозяйства. Были уничтожены почти все машинно-тракторные станции и мастерские, административные здания колхозов и совхозов, расхищено большинство сельскохозяйственных машин и инвентаря, уничтожена подавляющая часть поголовья скота, садов и виноградников.

В течение рассматриваемого периода было восстановлены сельскохозяйственные предприятия, существенно улучшено материально-техническое снабжение аграрного сектора, осуществлена электрификация многих производственных процессов и всех сельских населенных пунктов, увеличилась степень механизации работ. Возросла концентрация производства и сформировалась группа специализированных отраслей, играющих главную роль в общесоюзном разделении труда. За счет оптимизации севооборотов, создания оросительных систем, повсеместного применения удобрений и средств защиты растений повысилась устойчивость аграрного сектора. Особое место занимала мелиорация земель. Повсеместно происходило внедрение индустриальных технологий, базирующихся на научно обоснованной агротехнике, использовании высокопроизводительных машин и механизмов, эффективных средств защиты растений. С середины 70-х годов началась организация межхозяйственных севооборотов, которая способствовала повышению эффективности земледелия, внедрению научно обоснованных технологий выращивания сельскохозяйственных культур.

Значительное развитие получило парниковое хозяйство, что позволяло обеспечивать население в межсезонье свежими продуктами и рационально использовать рабочую силу.
Интенсивно развивались процессы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Процессами агропромышленной интеграции были охвачены те отрасли земледелия, продукция которых предназначалась в основном для промышленной переработки: виноградарство, плодоводство, овощеводство, табаководство и возделывание других технических культур. К организационно-правовым формам интеграции относились совхоз-заводы, районные агропромышленные объединения (РАПО), научно-производственные объединения (НПО «Днестр» по разработке новых сортов овощей и внедрении интенсивных технологий их выращивания; Дубоссарский госплемптицезавод стал головным предприятием НПО «Молдптицепром»).
Были созданы специализированные сервисные организации – «Молдколхозстрой», НИИ «Агропромпроект», объединения мелиорации и др.
В Приднестровье сформировалась плодоовощеводческая специализация. Приднестровье в 70-е. годы – более 50% производимых в Молдавской ССР овощей, более 40% фруктов.
Как следствие реализации перечисленных мероприятий, произошел значительный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, что позволило обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия и увеличить экспорт.

Постепенно реформировались методы руководства сельским хозяйством. Осуществлен переход от административных к преимущественно экономическим методам, от системы заготовок к государственным закупкам сельскохозяйственных продуктов у колхозов и колхозников по единым ценам. Это способствовало улучшению экономических взаимоотношений государства и колхозов, несколько повысило материальную заинтересованность селян в расширении общественного производства. Возрос уровень доходов работников сельского хозяйства, осуществлен переход от натуральной оплаты к смешанной с высокой долей денежной составляющей. Улучшилось послетрудовое социальное обеспечение тружеников села, предусматривались пособия по временной нетрудоспособности, оплачиваемые отпуска для определенной категории колхозников, пенсии для престарелых, выдачу путевок на курортно-санаторное лечение.
Существеннее развитие получила сельская инфраструктура – сеть типовых школ, детских садов, торговых предприятий, клубных учреждений.

С 1961 г. начался перевод железнодорожного транспорта на тепловую тягу. Построено новое локомотивное депо в г. Бендеры. Впоследствии начались работы по электрификации участка Раздельная-Бендеры. В 70-е-80-е годы значительно возросла транзитная функция региона по направлениям Раздельная Бендеры-Бессарабка-Рени; Раздельная-Бендеры-Кишинев-Унгены.

В 1967 г. сдан в эксплуатацию участок магистрального газопровода Шебелинка-Одесса-Кишинев. Газопроводов позволил перевести на газообразное топливо ряд промышленных предприятий, обеспечить газом и теплом жилой сектор.
Между г. Резина и г. Рыбница была создана оригинальная подвесная дорога, по которой доставлялось сырье для цементного производства.

В 1967 г. в Тирасполе было открыто троллейбусное сообщение. Совершенствовалась структура автомобильного парка, увеличилась протяженность и густота сети дорог с твердым покрытием. Автобусным сообщением были охвачены все населенные пункты. В крупных городах (Тирасполь, Бендеры, Рыбница) создана система внутригородских маршрутов. Существенное развитие получили междугородние внутри- и межреспубликанские маршруты. Создана сеть автовокзалов и автотранспортных предприятий, в том числе автобусных парков.

Связь. К концу 30-х гг. была налажена почтово-телеграфная связь во всех населенных пунктах МАССР. К началу 1945 г. полностью восстанавливается сеть предприятий связи. В пгт Маяк создан крупный ретрансляционный центр, что позволило существенно улучшить радиовещание.

За рассматриваемый период существенно возрос товарооборот на душу населения. В структуре торговли сократилась доля продовольственных товаров и существенно увеличилась доля промышленных товаров длительного пользования, что свидетельствовало о возросшем уровне благосостояния населения.

Демографическая ситуация. За рассматриваемый период существенно увеличилась численность населения региона, что было обусловлено как высоким естественным приростом, так и положительным миграционным сальдо, которое явилось следствием притока большого количества специалистов на вновь создаваемые объекты из других регионов СССР.
Наука. Процесс индустриализации, интенсификации сельского хозяйства и развития непроизводственных отраслей сопровождался существенным ростом научного потенциала региона. В 1973 г. было создано научно-производственное объединение (НПО) по овощеводству и орошаемому земледелию «Днестр», в состав которого вошел Молдавский НИИ орошаемого земледелия. НИИ проводил основную работу по селекции и семеноводству овощных культур в Молдавии.

Научно-исследовательские и опытно конструкторские лаборатории создавались также при крупных промышленных предприятиях. С начала 60-х годов постоянно увеличивалось количество научных работников, в том числе со степенью кандидата и доктора наук. Основная часть научного потенциала была сосредоточена в г. Тирасполь, в котором численность научных работников в 1965 г. достигла 359 человек, в т. ч. 71 кандидат наук, в 1970 г. 391, в т. ч. 1 доктор наук, 127 кандидатов наук. К концу 80-х годов в городе работало более 150 кандидатов наук и 8 докторов наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: