Тема 5. Психология личности

ПЛАН

1. Личность. Структура и развитие личности.

2. Направленность, потребности, мотивация.

3. Самосознание личности. Личностный рост.

4. Психологическая защита и ее механизмы.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Гармоничное развитие личности в ментальности народов мира.

2. Карьерный рост специалиста как условие реализации успешности личности.

3. Сознание и самосознание личности.

4. Профессиональный аспект личностного роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев.– Л., 1979.

2. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.. 1990.

3. Варій М.Й. Загальна психологія: підручник / М.Й. Варій. – К., 2007.

4. Загальна психологія: підручник / О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська. З. В. Огороднійчук та ін. – К., 2005.

5. Максименко С.Д. Загальна психологія / С.Д. Максименко. – К., 2004.

6. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самопознание / В.С. Мерлин. – Пермь, 1990.

7. М’ясоїд П.А. Загальна психологія / П.А. Мʼясоїд.– К., 2006.

8. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общей ред. В.Н. Дружинна. – СПб., 2007.

9. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб., 2006.

10. Цимбалюк І.М. Загальна психологія. Модульно-рейтинговий курс для студентів вищих навчальних закладів / І.М. Цимбалюк, О.Ю. Яницька. – К., 2004.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидами мы рождаемся) и понятие.

Индивидуальность сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет как свое поведение и ответственность, так и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Мотив это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Потребность необходимость личности в способах и условиях своего существования. Потребности могут быть: биологическими (в пище, сне, защите от холода и жары и т.д.), культурными (формируются на основе естественных: на основе естественной потребности в еде – потребность во вкусных, специально приготовленных блюдах и эстетической сервировке; на основе потребности в одежде – потребность одеваться удобно и современно); духовными (чтение, просмотр фильмов, спектаклей, музыка), материальными (пища, одежда, жилище, предметы быта и др.), социальными.

Психологическая защита регулятивная система, которую личность использует для снятия психологического дискомфорта, переживаний, которые угрожают Я-образу, и сохраняют его на желаемом и возможном для определенных условий уровне.

Рефлексия – способность человека осуществлять самонаблюдение, самопознание, самоанализ, выяснение оценки личностных особенностей со стороны других людей, а также критическое оценивание собственных действий, достижений, ресурсов, личностных качеств, результатом чего является их коррекция.

Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей.

Способности – индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успех деятельности и легкость овладения ею.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Поясните взаимосвязь и соотношение между понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Согласны ли вы с утверждением: «Каждая личность является индивидом, но не каждый индивид – личность»?

3. Как вы понимаете выражение: «Личность неповторима в своей индивидуальности»?

4. Какие в современной психологии существуют подходы к тому, что представляет собой внутренняя структура личности?

5. Какие составляющие в структуре личности выделяет А.В. Петровский?

6. Какие подструктуры в психологической структуре личности выделяет К.К. Платонов? Как они формируются?

7. Что является источником и движущими силами развития личности?

8. Что является ведущим компонентом структуры личности? Каковы ее основные проявления?

9. Назовите основные проявления направленности личности. Какие виды направленности выделяют в зависимости от того, какие мотивы в деятельности и поведении личности играют доминирующую роль? Охарактеризуйте их.

10. Что понимают под мотивами поведения? Какие основные мотивы в поведении и деятельности человека вам известны?

11. Какие психические явления связывает закон П.Йеркса – Дж. Доджсона?

12. Приведите примеры ситуаций, в которых актуализируются мотивы достижения успеха и избегания неудач.

13. Перечислите внешние и внутренние мотивы, возникающие в учебной деятельности.

14. Что является источником активности живого существа?

15. Какие потребности присущи личности? Сформулируйте свое понимание базовых потребностей.

16. Какие принципы мотивации человека были раскрыты в теории иерархии потребностей А. Маслоу? Какие уровни включает в себя «пирамида» А. Маслоу?

17. Согласны ли вы с мыслью И.С. Тургенева: «Достоин жалости тот, кто живет без идеалов».

18. В чем заключается активность человеческой личности? Чем она отличается от активности животных?

19. Назовите и охарактеризуйте основные виды деятельности человека. Какова их роль в развитии личности?

20. Какова роль рефлексии в деятельности человека?

21. Что такое уровень стремлений? Какое соотношение уровня стремлений и возможностей необходимо для обеспечения лучшего развития и формирования личности?

22. Как взаимосвязаны самооценка личности и уровень ее стремлений? Какие виды психологического воздействия способствуют повышению самооценки?

23. Что вызывает у человека такое психическое состояние, как фрустрация? Каковы ее непосредственные психологические последствия?

24. Что такое психологическая защита? В каких ситуациях вступают в действие защитные механизмы психики?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Разработайте несколько рекомендаций по развитию познавательной мотивации учебной деятельности.

Задание 2. Разработайте несколько рекомендаций по повышению трудовой мотивации.

Задание 3. Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия:

а) Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.

б) Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.

в) Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!

г) Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок.

д) Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины.

е) Если хочешь сегодня выглядеть «на все сто», пойдем к моему знакомому парикмахеру.

ж) Прибавь, пожалуйста, звук, а то мы не услышим новости.

з) Примерьте, пожалуйста, это платье! Оно так соответствует Вашему имиджу!

и) Не забудь погулять с собакой, иначе она будет выть всю ночь.

к) Немедленно ложись спать, иначе утром проспишь!

Задание 4. Определите, в каких приведенных ниже случаях поведение является деятельностью, а в каких – нет:

а) Ребенок строит домик из кубиков.

б) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.

в) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.

г) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.

д) Школьник рисует каракули на страницах учебника.

е) Продавец обвешивает покупателей.

ж) Человек разговаривает во сне.

Задание 5. Проанализируйте хорошо знакомые вам виды деятельности (игровую, учебную и трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции.

Задание 6. В следующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции):

а) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке.

б) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов.

в) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей.

г) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя.

Задание 7. Придумайте и опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируется самосознание.

Задание 8. Опишите жизненные ситуации, в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной.

Задание 9. Разработайте несколько психологических рекомендаций по взаимодействию с людьми, имеющими разный тип самооценки.

Задание 10. Опишите несколько жизненных ситуаций, в которых происходит актуализация механизмов психологической защиты. Определите, какие механизмы психологической защиты в них проявляются.

Задание 11. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного стиля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая одежда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой «навеселе». По этому поводу в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вернуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не будешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

г) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

д) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

е) Игорь не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему кажется, что все недовольны его работой.

Задание 12. Напишите перечень личностных свойств и распределите их по группам в соответствии с психологической структурой личности: познавательная сфера, потребностно-мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера, способности, характер, самосознание.

Задание 13. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

Задание 14. Определите свои личностные, профессиональные и социально-психологические ориентации и предпочтения с помощью экспресс-диагностики социальных ценностей личности.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

(по Н.П. Фетискину)

Инструкция. Ниже предлагается 16 ценностей. Оцените для себя значимость каждой из них в баллах по шкале: 10 (неважно), 20, 30, 40 …100 (очень важно):

1. Интересная работа, приносящая удовлетворение.

2. Высокооплачиваемая работа.

3. Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5. Участие в общественной деятельности.

6. Ваше вероисповедание.

7. Спортивные упражнения.

8. Интеллектуальное развитие.

9. Карьера.

10. Красивые машины, дом, одежда и т.д.

11. Время в кругу семьи.

12. Несколько близких друзей.

13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т.п.

15. Здоровая сбалансированная диета.

16. Чтение учебной литературы, просмотр образовательных программ, самосовершенствование и т.д.

Обработка и анализ результатов

Распределите баллы в соответствии с табл. 5.1. цифры в разделах – номера соответствующих ценностей.

Чем больше суммарная сумма баллов в каждом разделе, тем большую значимость составляет для Вас этот вид ценностей. Важно также, чем ближе одно к другому значения во всех восьми разделах, тем более разносторонни вы как человек.

Таб.5.1. Оценка значимости социальных ценностей личности

Профессиональ- ные Финансовые Семейные Социальные Общественные Духовные Физические Интеллектуаль- ные
               
               
Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов: Всего баллов:

Задание 15. Пройдите тест и определите уровень своей самооценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: