Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами.
Все земляные работы, выполняемые одноковшовыми экскаваторами, разделяются на две группы: бестранспортные и транспортные.
Бестранспортными схемами называются такие схемы, при которых экскаватор разрабатывает грунт и укладывает его в отвал (насыпь), кавальер или в земляное сооружение. При простой бестранспортной схеме разработки грунт укладывается в отвал или кавальер без последующей его перевалки (переэкскавации), при сложной - во временный (первичный) отвал и подлежит частичной или полной переэкскавации.
Транспортными являются схемы, при которых грунт грузится экскаватором в автосамосвалы (рис.1) и отвозится в заданное место. При этом возможны различные схемы движения транспорта: тупиковые (автосамосвалы подъезжают к экскаватору и возвращаются по тому же пути) и сквозные (автосамосвалы подъезжают к экскаватору без маневрирования и после погрузки уезжают по дороге, являющейся продолжением въездного пути).
Рис.1. Транспортные схемы работы экскаватора, оборудованного прямой лопатой
а - лобовая широкая проходка с погрузкой грунта в автотранспорт, перемещающийся по подошве забоя; б - боковая проходка с погрузкой грунта в автотранспорт
Схема производства работ зависит от особенностей строительства. Например, в водохозяйственном, нефтегазопроводном и транспортном строительстве преобладают бестранспортные схемы, а в промышленном и жилищном - транспортные.
Разработку грунта одноковшовыми экскаваторами производят проходками. Число проходок, забоев и их параметры предусматривают в проектах и технологических картах производства земляных работ для каждого конкретного объекта в соответствии с параметрами земляных сооружений (по рабочим чертежам) и с оптимальными рабочими размерами оборудования экскаваторов.
Разработка грунта осуществляется лобовыми или боковыми проходками. При лобовой проходке экскаватор, ось хода которого совпадает с осью земляного сооружения или находится в площади ее сечения, разрабатывает три откоса выемки - два боковых и торцевой.
Боковые проходки бывают двух типов: закрытая (рис.2, а, б), когда ось хода экскаватора располагается сбоку сечения выемки (экскаватор разрабатывает, три откоса - два боковых и торцевой) и открытая (рис.2, в), когда экскаватор перемещается вдоль полосы и разрабатывает два откоса (боковой и торцевой).
Рис.2. Схема разработки выемок экскаватором, оборудованным обратной лопатой
а - боковой закрытой проходкой и одинаковой крутизной откосов; б - то же, с разной крутизной откосов; в - боковой открытой проходкой
Забоем называют рабочую зону экскаватора, включающую площадку, на которой находится экскаватор, часть массива грунта, отрываемого с одной стоянки, и площадку для стоянки транспортных средств под погрузкой.
Производительность торцевой проходки больше, чем у боковой. Т.к. в боковой приходится больше разворачивать стрелу.
Проходка – траектория движения, включающая начало, промежуточную и конечную стоянку. Расстояния м\у двумя стоянками на шаг перемещения
разработка грунта многоковшовыми экскаваторами. Многоковшовые экскаваторы относят к машинам непрерывного действиям. Рабочий орган – ковши, насаженные через равные интервалы на беспрерывно движущуюся цепь или ротор. Если на цепь, то экскаваторы называются цепными. Если на ротор – то роторными. Грунт с ковша падает на транспортер, а оттуда в отвал или в самосвал. Максимальная глубина копания – 3 м. цепной экскаватор производит выемки с вертикальными откосами. Роторный может откосы под углом с помощью специальных откосников. Многоковшовые экскаваторы бывают продольного и поперечного копания. Основные характеристики – ширина разработки траншеи поверху и понизу. Применяются для нарезания щелей в массиве грунта, для прокладки инженерных коммуникаций. При разработке мерзлого грунта, при отделке дна и откосов выемок. Траншеекопатели исп для прокладки инженерных коммуникаций