Выбор методов и методик исследования

Следующим шагом в выполнении квалификационной работы является выбор методов и методик исследования. Данный выбор осуществляется исходя из методологических принципов и цели исследования. Так, вполне понятно, что если целью исследования является изучение особенностей интеллектуального развития подростков, то нет необходимости проводить методики, предназначенные для оценки личностных особенностей (например, шестнадцати факторный опросник Р. Кеттелла).

Методологические принципы – это те принципы, на которых строиться вся работа; они определяют направления для исследования и инструментарий, с помощью которого выполняется работа. Методологические принципы могут быть как общенаучными (например, принцип объективности, принцип детерминированности), так и специфически связанными с темой исследования, например, ключевые понятий, введенные выдающимися ученными в данной научной области.

Метод - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. В психологическом исследовании: формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

Понятие «методика» является более узким и видовым по отношению к понятию «метод». Так, например, существует такой метод исследование как тестирование. В этом методе, в свою очередь, можно выделить несколько типов: тесты-достижения, тесты-задания, тесты-опросники. И существуют методики, которые могут быть отнесены к каждой из этих групп. Например, к тестам-заданиям можно отнести интеллектуальный тест Амтхауэра, батарею интеллектуальных тестов КР-3-85, тест Векслера и т.д.

Выбирая методики для проведения исследования, необходимо помнить, что они должны быть надежны, валидны, апробированы на аналогичной выборке исследования, кроме того, их количество должно быть достаточным. Минимальное количество методик, которые необходимо провести для дипломного исследования – четыре. Однако, если тема исследования требует проведения большего числа методик, ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь минимальными требованиями, поскольку в дальнейшем исследователь рискует не получить необходимого материала для анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: