Финансовые ресурсы организаций образования, их формирование и использование

Важнейшими видами финансовых ресурсов организаций образования являются бюджетные средства, внебюджетные средства, прибыль тех организаций, которые функционируют на коммерческой основе.

Бюджетные ресурсы были и остаются важнейшим видом финансовых ресурсов организаций образования. Динамика расходов консолидированного бюджета на образование характеризуется следующими данными:

Доля расходов на образование в общем объеме расходов консолидированного бюджета

2008 13% (5,2% ВВП)

2009 14,8% (5,2% ВВП)

2010 13,6% (4,4% ВВП)

2013 16,3% (5,3% ВВП)

2014 17,2% (5,0% ВВП)

Основными финансовоёмкими уровнями образования являются дошкольное и общее среднее образование (66,7%). В то время как, например, на финансирование учреждений дополнительного образования детей и взрослых расходуется лишь 5% средств.

Основным документом, на базе которого осуществляется бюджетное финансирование, является бюджетная смета. Расчет показателей бюджетной сметы осуществляется в разрезе подразделений бюджетной классификации по расходам (по категориям, статьям, подстатьям и элементам экономической классификации расходов). Для своевременной организации работы и бюджетной сметы, Министерство образования, руководствуясь постановлениями Совета министров о сроках разработки проекта бюджета на предстоящий бюджетный год, устанавливает сроки составления и представления проектов бюджетных смет, разрабатывает необходимые указания о порядке их составления, а также устанавливает для образовательных учреждений основные производственные и сетевые показатели их деятельности. На основании этих разработок и указаний образовательные учреждения и рассчитывают сумму бюджетных ассигнований на соответствующий бюджетный год. Этот проект подписывается руководителем учреждения, начальником планового отдела, главным бухгалтером и представляется на рассмотрение распорядителю бюджетных средств. Распорядитель может откорректировать представленный проект в соответствии с объемом бюджетных средств, предусмотренных в бюджете. После утверждения соответствующих бюджетов распорядители бюджетных средств, а также Министерство финансов и местные финансовые органы утверждают сводные бюджетные сметы, которые и являются основанием для предоставления бюджетной организации соответствующих бюджетных средств.

Внебюджетные ресурсы образовательных учреждений формируются в процессе их коммерческой деятельности и в первую очередь в процессе оказания платных услуг. Перечень платных услуг в сфере образования, которые оказываются государственными учреждениями образования, установлен постановлением Совета министров от 03.10.2002 №1376.

Предоставление платных услуг потребовало решения проблемы установления цены на эти услуги. С этой целью правительством РБ было принято положение о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования. Цены на платные услуги формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов, неналоговых платежей, прибыли необходимой для воспроизводства. Рентабельность должна составлять не более 40% от плановых затрат.

В государственных учебных заведениях рентабельность оказания образовательных услуг, как правило, не более 25%.

Включение в денежный оборот государственных образовательных учреждений внебюджетных ресурсов коренным образом усовершенствовало концепцию их финансового обеспечения, в основе которой лежит формирование консолидированного бюджета образовательного учреждения.

В доходной части данного бюджета отражаются основные виды мобилизуемых финансовых ресурсов. Например, сегодня в ВУЗах: бюджетное финансирование (30-40%), внебюджетные источники (50-60%), научно-исследовательская деятельность (1-2%).

По результатам 2013 финансового года, например, доля доходов от внебюджетной деятельности в расходах учреждений высшего образования, подчинённых Министерству образования, составлял 49,7%, в учреждениях среднего специального образования – 23,7%, в учреждениях образования, содержащихся за счёт средств местных бюджетов, всего 2,8%.

Сложившийся в РБ состав финансовых ресурсов в системе образования соответствует мировой практике. Бюджетные и внебюджетные средства будут и далее одновременно использоваться в роли важнейших ресурсов учреждений образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: