Общая характеристика сферы физической культуры и спорта в Республике Беларусь, анализ её развития

Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.

На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм - крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).

Государственная социальная политика Республики Беларусь на современном этапе направлена на повышение роли физической культуры и спорта в обществе. Законодательно это закреплено в Законе «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014 года № 125-3. Основными направлениями государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются: развитие массовой физической культуры и спорта, вовлечение населения в занятия физкультурой и спортом, создание условий для этого, физическое воспитание подрастающего поколения, популяризация физкультуры и спорта, здорового образа жизни, обеспечение подготовки спортивного резерва, формирование сборных команд, развитие видов спорта и т.д. Одной из мер по реализации этих направлений является повсеместное возведение спортивных объектов, особое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры в малых и средних городах.

Государственным органом, ответственным за реализацию государственной политики по развитию физической культуры и спорта, является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. В его системе работают 14 республиканских центров по видам спорта для олимпийской подготовки спортсменов («Стайки», «Раубичи», «Ратомка», «Силичи»), 23 национальных федерации (союза, ассоциации) по видам спорта, 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам.

Физическая культура и спорт в республике являются самостоятельной отраслью со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, системой специализированных учебно-спортивных учреждений, организаций и учебных заведений.

В стране функционируют более 25 тысяч спортивных сооружений (для сравн.: в 2006 г. – 22 тыс.), из них 229 стадионов, почти 11 тыс. спортивных площадок, более 5 тыс. спортивных залов, 23 крытые арены с искусственным льдом, 46 манежей, 265 плавательных бассейнов. Число работников отрасли составляет более 26 тыс. человек. Подготовку спортивного резерва обеспечивают 504 учреждения, в том числе 492 специализированных учебно-спортивных учреждения и 12 средних школ – училищ олимпийского резерва. В РБ функционируют 46 национальных команд по видам спорта.

Специфика регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта заключается в сочетании государственной и общественной составляющих. Государственное регулирование и управление осуществляют Президент РБ, Совет министров, Министерство спорта и туризма, иные республиканские и местные исполнительные органы, местные Советы депутатов. Общественное регулирование и управление осуществляют НОК РБ, Параолимпийский комитет РБ, федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта, физкультурно-спортивные клубы, республиканские общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, служебно-прикладных видов спорта, профессиональные союзы.

В Беларуси приняты и выполняются в полной мере социальные стандарты по физической культуре и спорту, которые определены как нормативы бюджетной обеспеченности расходов на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя (не менее 0,5 базовой величины) и включают средства, затраченные на проведение городских и районных спортивных мероприятий, на содержание всех типов специализированных учебно-спортивных учреждений, центров физкультурно-оздоровительной работы, комплексов, спортивных сооружений, на частичное финансирование клубов по видам спорта. Оценка обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями агрогородков производится по следующим параметрам: для населённых пунктов с населением до 300 человек – 1 спортивная площадка, от 300 до 1000 человек – 1 комплексная спортивная площадка, одно футбольное поле или спортивное ядро, от 1000 человек и больше – 1 комплексная спортивная площадка, 1 футбольное поле или спортивное ядро, спортивный зал для занятий физическими упражнениями и спортом.

Финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счёт средств республиканского и местного бюджетов, а также за счёт привлечения средств физических и юридических лиц.

Для более полного удовлетворения спроса населения в республике развивается рынок платных физкультурно-оздоровительных услуг. В то же время бесплатно такие услуги предоставляются детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам I и II группы. Услуги с частичной оплатой предоставляются неработающим пенсионерам, детям, воспитывающимся в многодетных семьях, а также в семьях, где один или оба родителя являются инвалидами I и II группы.

В стране развивается система подготовки спортсменов высокого класса. В нее входят детско-юношеские спортивные школы, специализированные школы, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки. Сеть спортивных школ сориентирована преимущественно на олимпийские виды спорта.

Особой заботой государства является развитие спорта среди инвалидов как важного средства их адаптации в обществе. Вопросы физической реабилитации инвалидов возложены на федерации, клубы, местные физкультурно-спортивные организации. Спортсмены-инвалиды Беларуси успешно выступают на Параолимпийских играх.

Развитие сферы физической культуры и спорта в Республике Беларусь осуществлялось в последние годы в соответствии с государственной программой развития отрасли на 2011-2015 г. Цель: достижение стабильно позитивной динамики оздоровления нации средствами физической культуры и спорта, укрепление позиций Республики Беларусь среди ведущих мировых спортивных держав. Программой предусматривалось доведение к 2015 году числа занимающихся физической культурой до не менее 20% от общей численности населения (для сравн.: 2006г. – 13,5%, 2011г. – 16%); увеличение количества специализированных учебно-спортивных учреждений, находящихся в подчинении райисполкомов, до 118; охват подготовкой в таких учреждениях не менее 18% учащихся общеобразовательных школ (в сельской местности – не менее 12%); оборудование в районных центрах 37 тренажёрных залов; улучшение кадрового обеспечения отрасли, в том числе и за счёт подготовки для отрасли 17 тысяч специалистов; значительное расширение сферы внебюджетного финансирования и др.

Отрасль «Физическая культура и спорта» имеет свои показатели, которые характеризуют ее уровень развития. К ним относятся:

а) общее количество коллективов физической культуры и спортивных клубов, в том числе в спортивных школах, училищах олимпийского резерва, общеобразовательных школах, вузах, по месту жительства и т.д.;

б) число разнообразных физкультурно-спортивных учреждений;

в) общая численность физкультурных кадров;

г) численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности;

д) общий объём платных физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых населению;

е) объём финансирования из государственного бюджета.

Анализ основных показателей отрасли «Физическая культура и спорт» за последние годы свидетельствует о наличии ряда положительных тенденций позитивного характера: а) прогрессивное развитие сети физкультурно-спортивных сооружений; б) рост коллективов физической культуры; в) рост численности занимающихся. Вместе с тем, выявлены и негативные тенденции: бюджетное финансирование по остаточному принципу, невыполнение некоторых плановых показателей, неисполнение законодательных актов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: