Научное знание Нового времени. Становление и развитие классической науки

Данный период эволюции науки связан с изменением христианского мировоззрения и постепенной утратой господствующих позиций теологии. В научных кругах этого времени активно формировались идеи понимать природу на основе принципа ее «полезности» для человека, возможности математического описания ее параметров, а также изучения различных природных областей опытно-эмпирическими методами.

Научная революция XVI – XVII вв.[3] знаменовала собой начало нового стиля мышления и становление науки в современном понимании этого слова. Новое качественное состояние науки формировалось длительно и постепенно. Ученые начала Нового времени зачастую сочетают в своем творчестве современ­ный стиль исследования и позднесредневековые практики прошлого, включающие элементы алхимии, астрологии и магические натурфилософские идеи.

С иных позиций подходил к решению проблем формирующейся классической науки Френсис Бэкон (1561–1626). По его мнению, научная деятельность прежде всего связана со сбором и ана­лизом фактов. Бэкон не разделял научно-оптимистические взгляды Галилея на математику в исследованиях абстрактно-упрощенных предметов. По его мнению, необходимо развивать обобщающе-описательное естествознание, основанное на всестороннем учете реальной специфики предмета исследования. В этой связи он развивает идеи о важности опытно-экспериментального направления развития науки. Задачи нового этапа он видит в очищении разума ученого от заблуж­дений и стереотипов, от познания так называемых «идолов».

Ф. Бэкон является одним из ярких разработчиков проблем научной методологии. Известно его образное сравнение методологии с циркулем, посредством которого даже неискушенный в рисовании человек изобразит образцовую окружность, либо со светильником, который ночью освещает путь страннику. Методология науки, роль и значение которой нельзя переоценить, выступает как средство оптимизации исследовательских усилий. По мнению автора, подлинная методология должна базироваться на основе логической индукции, когда процесс накопления знаний происходит по принципу «от частного – к общему». Данная методология позволяет извлечь из совокупности единичных, частных фактов общие закономерности, поиск которых и составляет смысл научного исследования. Приоритетным же способом и основой получения научного знания Ф. Бэкон считал эксперимент. Он разработал учение о различных видах экспериментирования и применения эмпирически полученных данных в различных научно-практических областях. Широк круг ученых, непосредственно создававших основы классической науки вместе с Г. Галилеем, Ф. Бэконом и Р. Декартом. Научная революция XVI – XVII вв. разработала основы математического естествознания. Она ввела новую онтологию, заменив аристотелевско-схоластические и ренессансные представления об иерархически устроенном мире как результате божественного творения теорией бесконечного, однородного пространства, состоящего из равнозначных материальных частиц, движущихся по законам механики. Мир для науки Нового времени представляет собой опытно-исследовательское пространство, параметры которого поддаются строгому терминологическому определению и точному математическому исчислению. Человек все более воспринимается как покоритель и хозяин природы.

В XVIII в. естественные науки на основе математического анализа получили более концептуально оформленный вид. Яркие достижения в этой связи принадлежат Л. Эйлеру (1707–1783) и Ж. Лагранжу (1736–1813). Так, Эйлер заложил основы так называемого вариационного исчисления, решая частные научные задачи специальными, созданными на каждый случай приемами. Лагранж в своей работе «Аналитическая механика» (1788) за­вершил сведение задач механики к чистой математике. «Чистая теория» данного этапа оказала существенное влияние на научную практику. Внушительные научно-практические результаты были достигнуты к середине XVIII в. Так, благодаря работам А. Клеро (1713–1765) математические расчеты по изучению траекторий движения Луны и кометы Галлея оказались подтверждены практическими наблюдениями астрономов. А открытие в 1846 г. планеты Нептун благодаря расчетам Дж. Адамса и У. Леверье является классическим примером, подтверждающим концептуальное единство научно-практического аспекта классической науки.

Наступивший период Просвещения выдвигает науку на передовые позиции в общественной жизни. Известные мыслители данного периода (Ф. Вольтер, К. Гельве­ций, Д. Дидро и др.) считают своим долгом популяризацию новых научных зна­ний. В петровской России получить дворянский титул кроме традиционного способа – нахождения на военной и государственной службе – стало возможным за вклад в развитие науки. Культ науки и разу­ма становится преобладающим настроением «прогрессивной общественности».

Наука XIX в. идет по пути конкретизации и детализации направлений, заложенных периодом Просвещения. Так, химия становится точной наукой. В работе Дж. Дальтона «Новая система химической философии» (1808) представлено научно-философское обоснование необходимости строгих математических расчетов в химии. Последующее открытие в 1869 г. российским ученым Д.И. Менделеевым периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии XIX столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений мировой научной мысли.

Достижения физики связаны с конкретизацией термодинамических теорий и разработкой концепций природы электричества. Биологическая наука на основе открытия клеточного строения орга­низмов приходит к представ­лениям о единстве живой природы. Эволюционная теория Ч. Дар­вина (1809–1882) позволила по-новому подойти к решению проблемы происхождения жизни.

Гуманитарное познание в этот период стремится освободиться от положений «умозрительной фи­лософии» и получить подлинно научный статус. Из массива единого знания о человеке и обществе в XIX в. происходит отделение социологиикак научной дисциплины, изу­чающей законы общественной жизни. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др. «социальные физики» данного периода активно формируют основы новой научной дисциплины. Далее в рамках гуманитарного знания выделяется психология. Становление данной научной дисциплины связывают с деятельностью Вильгельма Вундта (1832–1920). Выработка основ становления гуманитарных наук происходит под воздействием устоявшихся естественно-научных достижений. Попытка переноса естественно-научных моделей в гуманитарные отрасли науки находит приверженцев в позитивистском лагере гуманитариев.Альтернативные подходы к выработке основ гуманитарного знания связаны с деятельностью представителей так называемых герменевтической школы и неокантианства.

На рубеже XIX – XX вв. под воздействием открытий в квантовой физике А. Планка, Н. Бора, В. Гейзенберга и др. основы классической науки потеряли статус безусловной истины. В отношении элементарных частиц законы традиционной механики перестали действовать. Пошел отсчет неклассического этапа развития науки. Из­менения в научных знаниях оказались настолько велики, что их назвали новой научной революцией. Новейшая физика вывела ученых к неожиданным горизонтам.

Таким образом, важнейшей чертой неклассической науки стало наличие альтернативных концепций рассмотрения одного и того же предмета. Причем складывающееся разнообразие данных концепций заключалась как в содержательном плане, так и в научно-методологических подходах к рассмотрению предмета исследования. В метафизическом плане идея «теоретической избыточности» в рассмотрении предметов и явлений микромира определяет высказанные ранее догадки о тонкой организации, многоаспектности и наличии нескольких способов существования материального мира.

Итак, главной чертой неклассической науки стало усложнение научных представлений о мире и возможностях его познания. Неклассическое мышление исходит из идеи допущения существования вероятностных, дис­кретных, парадоксальных явлений в мире. При неклассическом способе исследования необходимо учитывать эффект присутствия субъекта, отсутствия постоянной связи теории и реальности, возможности сосуществования нескольких, порой альтернативных теорий.

Вошедший в употребление термин «постнеклассическая наука» не означает окончательного отхода от неклассического мировоззрения или его очередной революционной трансформации. Он лишь фиксирует вхождение неклассической науки в некую новейшую фазу. Появившись в отечественной научно-философской литературе под влиянием работ B.C. Степина и его последователей[4], данный термин утвердился в контексте определения современного этапа развития науки. Постнеклассическая наука, по мнению разработчиков данного этапа, характеризуется качественным отличием от предыдущих стадий ее развития. Осмысление особенностей постнеклассического миропонимания представляет собой современную фундаментальную научно-философскую проблему. Новый этап развития науки характеризуется поиском сопряжения антропоцентрической и космоцентрической перспектив. Такой подход дает возможность рассмотреть сдвиг мировоззренческой парадигмы в самых широких аспектах: синергетики, виртуалистики, глобалистики, когнитивистики, постнеклассического образования, медицины, психологии и т.д.

Таким образом, наука в современном смысле слова возникла не сразу, а до приобретения ею существенных признаков прошла ряд стадий исторической эволюции. На разных этапах развития науки процесс приращения знания имел свои отличительные признаки. Стратегия получения знаний варьировалась от обобщения практического опыта до создания научных теоретических моделей. Историческая эволюция науки на разных этапах зависела от развития философии, математики, логики, теологии, интуитивных догадок.

В конце XX в. сформировалась концепция постнекласическойнауки. В ходе исторической эволюции науки изменялись формы совокупного знания человечества и способы его ретрансляции. Через миф, религию, натурфилософские и иные концепции наука приобретала современный облик, подразделяясь на естественные, общественные и технические отрасли. От глиняной таблички с клинописным текстом до мощного цифрового сервера совершенствовался ее аккумулирующий и ретрансляционный потенциал.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность исторической эволюции науки?

2. Назовите основания периодизации науки и перечислите стадии ее исторического развития.

3. Каковы основы преднаучного комплекса Древнего мира?

4. В чем заключались новации античного и средневекового этапов развития науки?

5. Каковы особенности науки Нового времени?

6. Чем отличаются классический, неклассический и постнеклассический научные этапы?

7. В каких аспектах можно вести речь о современной науке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: