Статистика как наука

ПРЕДИСЛОВИЕ

В системе экономических наук важная роль принадлежит статистической науке в целом и общей теории статистики в частности.

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Развитие рыночных отношений в стране поставило перед статистикой новую задачу – реформирование общеметодологических и организационных основ статистической теории и практики. Статистика рассматривает основные понятия, категории науки, методы изучения социально-экономических явлений, правила сбора и обработки статистической информации, методы анализа.

В освоении статистической методологии большое значение имеет самостоятельное решение студентами практических примеров, задач, которые способствуют более глубокому пониманию разделов курса, более прочному усвоению вопросов теории статистики, приобретению навыков в расчетах статистических показателей.

Цель «Сборника задач по общей теории статистики» заключается в оказании посильной помощи студентам в освоении данной учебной дисциплины.

Данный «Сборник задач по общей теории статистики» составлен в соответствии с учебной программой курса и предназначен для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, а также для практических работников, занимающихся вопросами планирования, учета и анализа производственно-хозяйственной деятельности. Сборником могут воспользоваться лица, самостоятельно изучающие статистику.

Сборник задач состоит из 9 разделов, соответствующих темам курса общей теории статистики: статистика как наука, статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических данных, статистические таблицы, абсолютные и относительные статистические величины, средние величины и показатели вариации, ряды динамики, индексы и выборочное наблюдение.

Предлагаемые задачи составлены в такой логической последовательности, чтобы обеспечить систематическую, последовательную работу студентов над освоением материала курса «Статистика».

Несомненной помощью студентам является наличие по каждому разделу теории по изучаемому материалу, сжатые теоретические указания о методах расчета и анализа показателей и типовые примеры с решениями, которые позволяют обучаемому наиболее полно и глубоко изучить материал.

Задачи и примеры построены на материалах, взятых из статистических сборников и на условных данных.

СТАТИСТИКА КАК НАУКА

1.1 Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.

1.2 Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.

1.3 Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

а) Почему статистика является общественной наукой?

б) Почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?

в) Почему статистика изучает массовые явления?

г) Почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?

1.4 К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:

а) количество работников на фирме;

б) родственные связи членов семьи;

в) пол и возраст человека;

г) социальное положение вкладчика Амонатбанка;

д) этажность жилых помещений;

е) количество детей в семье;

ж) розничный товарооборот торговых объединений.

1.5 Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

1.6 Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.

1.7 Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

1.8 Исследуется совокупность коммерческих банков. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?

1.9 Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

1.10 Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.

1.11 Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?

1.12 Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:

а) население;

б) потребительский рынок;

в) промышленность;

г) транспорт и связь.

Для этой цели используйте статистические ежегодники Госкомстата Таджикистана.

1.13 Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.

1.14 Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения Таджикистана по данным переписей населения.

Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения и тенденциях ее изменения?

1.15 Какими признаками - прерывными или непрерывными - являются:

а) численность населения страны;

б) количество браков и разводов;

в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;

г) капитальные вложения в стоимостном выражении;

д) процент выполнения плана реализованной продукции;

е) число посадочных мест в самолете;

ж) урожайность зерновых культур, в центнерах с га.

1.16 К каким видам (качественным или количественным) следует отнести следующие признаки:

а) тарифный разряд рабочего;

б) балл успеваемости;

в) форма собственности;

г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);

д) национальность;

е) состояние в браке.

1.17 Найдите в статистическом сборнике Госкомстата Таджикистана и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.

1.18 Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.

1.19 Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:

а) поголовья скота по категориям хозяйств;

б) использования денежных доходов населения;

в) производственных инвестиций по отраслям экономики.

1.20 По статистическим сборникам Госкомстата Таджикистана выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:

а) численности населения;

б) производства отдельных видов продовольственных товаров;

в) экспорта и импорта;

г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.

1.21 Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки - общей теории статистики.

1.22 Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?

1.23 Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?

1.24 Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

1.25 Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в Таджикистане?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: