Конкуренция - соперничество между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.
Конкуренция определяет степень развития рынка, сложность работы на нем, маркетинговые характеристики (объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта).
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множество факторов:
1. Соперничество усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей.
2. Конкурентная борьба усиливается, если спрос па турпродукт растет медленно. (Когда рынок растет быстро, соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места, напротив, когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю.)
3. Конкуренция на туристском рынке усиливается в связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен значительным сезонным колебаниям, поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.
|
|
4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы.
5. Соперничество возрастает пропорционально эффекту от предпринимаемых мер: чем больше отдача от предпринимаемых действий, тем выше вероятность того, что другие фирмы предпримут ответные действия. Здесь большое значение приобретает отслеживание информации о потенциале конкурентов, с тем чтобы правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не будут реагировать совсем, фирма может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Такие знания являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.
6. Конкуренция усиливается, если уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции: чем выше барьеры для выхода, тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут получить меньшую прибыль.
На рынке туристских услуг различают три вида конкуренции:
1) Функциональная конкуренция возникает вследствие того, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами. Поэтому все продукты/услуги, обеспечивающие ее удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Например, потребность в передвижении туристов может удовлетворить железнодорожный, авиационный, автобусный транспорт.
2) Видовая конкуренция возникает между предприятиями, предлагающими продукты/услуги одного и того же назначения, которые близки по многим параметрам, но отличаются по какой-либо существенной характеристике (например, туры по одному и тому же направлению могут отличаться классностью гостиниц).
|
|
3) Маркетинговая конкуренция (межфирменная или предметная) возникает в случае, если предлагаемые туристскими предприятиями продукты не имеют существенных различий либо вообще идентичны. Данный вид конкуренции обусловливает дифференциацию продуктов.
С точки зрения методов осуществления конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает предложение однородных услуг по разным, чаще всего по более низким, чем у конкурентов, ценам. Для сферы услуг результат действия ценовой конкуренции складывается из двух элементов: прямого и дополнительного результата. Прямой результат проявляется в том, что, снижая цепы на свои услуги, у предприятия появляется возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами, и наоборот, повышая цены, предприятие уменьшает свои возможности в области конкурентоспособности. Дополнительный результат проявляется, прежде всего, в укреплении социального престижа предприятия.
Неценовая конкуренция характеризуется тем, что ключевым фактором успеха в борьбе за предпочтения потребителя становится не цена продукта, а качество, обслуживание, предоставление покупателю большего объема услуг.
Конкурентом туристского предприятия может стать любой участник, связанный тем или иным образом с туристской сферой и который своими действиями может уменьшить доход фирмы от реализуемого ею турпродукта.