Основы законодательства Российской Федерации об охране труда

Основы законодательства РФ об охране труда № 5601-1 приняты ВС РФ 6 августа 1993 г. Тогда же было принято и постановление "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" № 5602-1.

Настоящие Основы законодательства устанавливают гарантии права трудящихся на охрану труда, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Основы законодательства состоят из четырех глав. Рассмотрим содержание каждой из них.

В первой главе сформулировано понятие охрана труда: "Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия".

Определена сфера действия Законодательства РФ об охране труда.

Действие Основ распространяется на предприятия всех форм собственности; на работодателей; на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; работников кооперативов; студентов вузов и техникумов, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и школьников, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, и на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

Если российский гражданин работает по найму в другом государстве, то на него распространяется законодательство по охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции РФ, распространяется действие данных Основ, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) РФ.

Государственная политика в области охраны труда направлена на:

• признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

• установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

• государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

• общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

• применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

• защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

• подготовку специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Во второй главе Основ законодательства рассмотрены: права работника на охрану труда и гарантии права работника на охрану труда, ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на:

• рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

• возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

• получение достоверной информации от работодателей или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

• отказ без каких-либо неприятных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

• обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя и др.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работников, участвующих в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда.

На время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте, если нарушено законодательство об охране труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.

При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля, если нет возможности обеспечить здоровые и безопасные условия труда, работодатель обязан предоставить работнику место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение новой профессии (специальности), сохранив на период переподготовки средний заработок.

Далее указано, что на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применять труд женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. (Это положение введено в действие с 1 июля 1996 г.)

Третья глава Основ законодательства посвящена вопросам охраны труда, государственного управления охраной труда и функционирования органов управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях.

Государственное управление охраной труда осуществляет государственный орган, функции и полномочия которого определяются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила по охране труда, утвержденные государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми министерствами и ведомствами РФ, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Должностные лица государственного органа управления имеют право беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и иметь доступ к необходимой информации.

Службы охраны труда создаются в отраслевых министерствах и ведомствах РФ, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях предприятий. На самих предприятиях создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. При этом структура и численность работников этой службы определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

В Основах законодательства четко регламентируются обязанности работодателя и обязанности работника по охране труда. Отметим основные обязанности работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить:

• безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям законодательства об охране труда;

• режим труда и отдыха работников, устанавливаемый законодательством;

• организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;

• выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

• возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

• обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда.

Работодатель также обязан предоставлять органам надзора и контроля необходимую информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии, о выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве и обеспечивать беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приемам работ, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, работодатель обязан обеспечить проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия. Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.

Работодатель несет ответственность за вред, причиненный здоровью работников трудовым увечьем. Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем, регулируется Гражданским кодексом и Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

Основами законодательства определены также обязанности работников по обеспечению охраны труда на предприятии, которые заключаются в соблюдении норм, правил и инструкций по охране труда, правильном применении коллективных и индивидуальных средств защиты, а также в своевременном сообщении о любых несчастных случаях на производстве, признаках производственного заболевания или также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

В этой же главе разработан и экономический механизм обеспечения охраны труда. Это, прежде всего, планирование и финансирование мероприятий по охране труда, экономическая заинтересованность работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда, а также экономическая ответственность работодателя за опасные и вредные условия труда на предприятии, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете РФ, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, городских бюджетах Москвы и Санкт-Петербурга, областном бюджете автономной области, окружных бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетах районов в городах, бюджетах поселков и сельских пунктов, прибыли предприятий, а также из фондов охраны труда.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда, фонды охраны труда предприятий.

Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Правительством РФ и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений предприятий; добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий; добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.

Кроме этих трех видов фондов, возможно создание общественных фондов охраны труда. При этом средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

За невыполнение законодательства Российской Федерации об охране труда и предложений органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы.

Для проведения работы по охране труда необходимы соответствующие специалисты. Поэтому в третью главу Основ законодательства внесена отдельная статья, в которой указывается, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда включаются также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования.

Четвертая глава Основ законодательства посвящена вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Надзор и контроль осуществляют органы государственного надзора и контроля, а также общественный контроль за охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляет Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующие органы субъектов Федерации, не зависимые в своей деятельности от администрации предприятия и вышестоящих органов управления.

Должностные лица государственного надзора и контроля (государственные инспектора) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любое предприятие, проводить расследование несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий предписания, обязательные для исполнения, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Решения государственного инспектора, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Общественный же контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

• осуществлять контроль за состоянием условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

• проводить независимую экспертизу условий труда и безопасности работников предприятий;

• предъявлять требования о приостановке работ и случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельно их расследование;

• обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и др.

В Основах законодательства за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда предусмотрена ответственность как работодателя и должностных лиц, так и работников предприятий.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями об охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

Работники предприятий за нарушение требований об охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности.

В тех случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами государственного надзора и контроля.

Решение органов государственного надзора и контроля о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: