Единого понятия личности не существует в науке: ученые, психологи, социологи, философы, педагоги трактуют это понятие совершенно по-разному.
Учебник цитирует социолога В.И. Слободчикова: Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. (Вариант: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории).
Личность имеет определенные ценностные ориентации в жизни - это политические, философские, нравственные убеждения человека, его внутренние привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми.
Основные черты личности (выводим их из понятия):
Осознанная включенность человека в жизнь общества,
Наличие четкой жизненной и общественной позиции.
Наличие четких жизненных ориентиров, в центре которых - свобода, достоинство, права человека.
Готовность строить свою жизнь в обществе в соответствии со своей жизненной позицией.
Наличие чувства ответственности и за свою жизнь, и за жизнь других людей.
2.Деятельность как основа формирования личности. Личность формируется, выражается и осуществляется в деятельности. К деятельности нас побуждает внутренняя потребность, мотив к стремлению к своей жизненной цели и собственному развитию.
Таким образом, Деятельность - это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности заключается в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в разных сферах и имеет разнообразный характер. Деятельность - условие существования и развития как человека (в процессе деятельности развиваются способности и дарования человека), так и общества.
В процессе деятельности происходит самореализация личности. Самореализация - это поиск наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении жизненно значимых проблем. Общественно полезные результаты самореализации приносят человеку уважение со стороны других людей, т.е. происходит самоутверждение личности. Таким образом, моя примерная схемка: проявление личности в жизни: мотивы, стремления -> деятельность -> достижение цели -> самореализация -> самоутверждение. (Это можно оспорить).
Как растить в себе личность? Для этого надо понять, для начала, что означает этот вопрос.
3. Растить в себе личность означает:
Воспитывать в себе основные черты личности (см. выше)
Научить проявляться и развиваться свою личность в своих действиях по жизни.
Как все это сделать, советует А Маслоу. (с32-33 нового учебника):
Не стесняться выражать, раскрывать себя, свои мысли и чувства
Представлять жизнь как процесс постоянного выбора. Уметь делать выбор (Каждый выбирает для себя - песня из современного русского фильма «Крестоносцы»).
Проявлять самостоятельность, свое «Я».
Брать на себя ответственность за происходящее с тобой (Конфуций: «благородный человек винит себя, а ничтожный - других»).
Не бояться честно высказывать собственное мнение, независимое от мнения других людей.
Познавать самого себя (об этом говорил древнегреческий философ Сократ: «Познай самого себя!», а до него эта фраза была выбита на стене храма Оракула в Дельфах).
Развивать свои способности (пример: греческий оратор Демосфен).
Стремиться к высшим и позитивным переживаниям для себя и других: к радости, любви, вдохновению… Наслаждаться жизнью (об этом тоже говорил древнекитайский мудрец Конфуций, а еще древнегреческий философ Эпикур.).
Вывод: с момента, как человек начинает действовать, воздействовать на окружающий мир, с момента активного включения в отношения с др. людьми и миром, он встает на путь формирования личности. Деятельность, Активность, Развитие, Самостоятельность и Ответственность - 5 ключевых слов, о которых нужно помнить, двигаясь этому по пути! =)