Дополнительные методы исследования нервной системы

Эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ)- метод исследования головного мозга, основанный на способности ультразвука, проходя через ткани черепа и мозга, отражаться от границ внутричерепных образований и сред с различными акустическими плотностями. Это простой, быстрый, безболезненный и доступный метод исследования, однако малоинформативный по сравнению с компьютерной томографией. В настоящее время показанием к ЭХО-ЭГ являются обычно травмы головного мозга.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод записи колебаний электрических потенциалов мозга, регистрируемых с помощью специальных приборов – электроэнцефалографов. Биотоки мозга отводятся с помощью укрепляемых на коже головы электродов и регистрируются на бумаге или экране компьютера. Анализ ЭЭГ позволяет выявить волны, отличающиеся по частоте и амплитуде колебаний, форме, регулярности и выраженности на внешние раздражители (световые или звуковые). ЭЭГ исследование детей проводится при наличии эпилептических припадков, задержке психоречевого развития, травмах и др. Обследование требует точного наложения электродов на кожу волосистой части головы и спокойного поведения ребенка в течение 30-40 минут, поэтому у детей до 3-х лет ЭЭГ обычно проводится на фоне физиологического сна. Современное оборудование позволяет проводить ЭЭГ-мониторинг – длительную запись биотоков головного мозга у больных с эпилепсией (от нескольких часов до суток).

Электронейромиография (ЭНМГ) - метод регистрации биотоков мышц, дающий сведения о функциональном состоянии мышцы и иннервирующего ее нерва. ЭМГ используется для диагностики нервно-мышечных заболеваний, заболеваний периферических нервов, спинного мозга.

Нейросонография (НСГ) – ультразвуковое исследование головного мозга, применяемое у детей раннего возраста при наличии открытого большого родничка. Через «акустическое окно» - большой родничок- врач при помощи ультразвукового датчика исследует строение головного мозга, размеры ликворопроводящей системы, определяет параметры кровотока. Этот безопасный и достаточно информативный метод исследования позволяет вовремя выявить патологические изменения в головном мозге ребенка и оценить эффективность лечения в процессе динамического наблюдения. НСГ не требует специальной подготовки ребенка к обследованию, однако желательно успокоить малыша перед исследованием или проводить НСГ во время сна.

Краниография – рентгенография черепа в двух проекциях – профильной и фасной. Современное оборудование позволяет быстро и безболезненно провести данное обследование для выявления врожденных дефектов и переломов костей черепа. Доза рентгеновского излучения минимальна и подбирается индивидуально, учитывая возраст и вес ребенка.

Компьютерная томография головного и спинного мозга (КТ) – исследование мозга сканирующим устройством, которое измеряет интенсивность потока рентгеновских лучей после их прохождения через мозговую ткань, позволяет получать изображение срезов головного спинного мозга в горизонтальной плоскости на различном уровне. Сканирующее устройство совершает оборот вокруг головы исследуемого с величиной шага в 1 градус. Полученная информация вводится в компьютер, который быстро производит вычисления. На основании регистрации мельчайших изменений в плотности мозговой ткани можно определить характер и местоположение разнообразных патологических образований (кровоизлияний, опухолей, полостей, воспалительных очагов, кальцификатов), выявить врожденные пороки развития, степень расширения ликворосодержащей системы головного мозга.

Магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга (МРТ) – позволяет получить более детальное изображение головного и спинного мозга, основана на феномене ядерно-магнитного резонанса. Пациента помещают в просвет магнита томографа, вокруг головы его находится радиочастотная катушка-антенна, служащая для передачи радиочастотных импульсов и регистрации ответных сигналов. Достоинством этого метода является возможность получить изображения в любой произвольно ориентированной плоскости без изменения положения пациента в просвете магнита, быстрая скорость сбора и анализа полученных данных, высокая чувствительность и контрастность в выявлении патологических изменений в тканях мозга.

При проведении вышеперечисленных методов исследования нервной системы необходима полная неподвижность пациента для получения достоверных результатов. У маленьких детей этого можно достигнуть только во время естественного (при краниографии) или медикаментозного сна (при КТ и МР-томографии).

Исследование спинномозговой жидкости (ликвора) проводится исключительно в условиях стационара. Для этого делается прокол спинномозгового канала через мягкие ткани в области поясницы (люмбальная пункция) и извлекается 2-5 мл. жидкости для проведения анализа. Прокол совершенно безопасен и не дает, как правило, никаких осложнений, спинной мозг при этом не повреждается. Подозрение на менингит является обязательным показанием для проведения люмбальной пункции и исследования ликвора.

Родителям на заметку    

Многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной помощи, и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов.

Не откладывайте решение проблем на долгое время! Своевременно получив помощь и поддержку специалистов, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу, определив вместе с психологами и педагогами индивидуальную программу коррекции и развития малыша.

Более подробную информацию можно получить, если обратиться к следующей литературе:

1. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Как общаться с младенцем: Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2008.

2. Басилова Т.А, Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. – М.: Просвещение, 2008.

3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

4. Мама+Папа=Я: Ребенок от рождения до года. Книга для родителей / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2007.

5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1991.

6. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – С.-Петербург, КАРО, 2006.

7. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2005.

8. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2005.

9. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Браткова М.В. и др. Игры и занятия для детей раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Экзамен, 2004


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: