Смысл и ценность жизни человека

Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Эти вопросы - из числа “вечных” философских проблем. Нетрудно видеть, что их решение предполагает рассмотрение человека не просто как биосоциального существа, а как носителя, прежде всего социальных качеств, иными словами, предполагает выделение в человеке – личности.

Индивид и личность. Индивид – это человек, рассматриваемый в качестве единичного представителя человеческого рода. При таком подходе в понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по со­держанию оно является бедным, обезличенным.

Понятие “ личность” выступает прежде всего как интегральная характеристика социальных качеств человека. Наиболее лаконичная характеристика социального различия между понятиями “человек” и “личность” заключена в утверждении, что каждая личность – человек, но не каждый человек – личность. Человека делает личностью его социальная индивидуаль­ность, т. е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Природная индивидуальность тоже оказывает свое влияние на развитие личности, но в той мере, в ка­кой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Личность является объектом изучения многих наук: психологии, социологии, физиологии и многих других. С философской точки зрения основу личности составляет устойчивая совокупность ее социально-значимых черт, проявляющаяся через активное участие в жизни общества и характеризующая конкретного индивида как члена социальной общности и общества в целом. Личность выступает субъект общественных отношении,сознательной деятельности и об­щения людей.

Философское исследование личности предполагает выявление ее нравственно-духовной сущности. Компонентами этой сущности являются направленность ее сознания, лич­ностные ориентации, обусловленные ее ми­ровоззрением, нравственностью и ответственностью. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Однако не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. В этом плане личность характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра.

Эти качества личности не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Человек может давать себе какую угодно самооценку, но его действительные качества как личности обнаруживаются только в деле. Именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обна­руживается, как нелегко быть личностью, быть сво­бодным, быть честным, принципиальным и т.д. Поэтому ответст­венность является важнейшим атрибутом личности.

Процесс формирования и развития личности в философии нередко определяют как социализацию. Со­циализация — это процесс усвоения формирующейся личностью определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ей эффективно строить свою жизнедеятельность в системе конкретных общественных отношений.

Иными словами, личность есть результат социализации индивида. Глубокую философскую идею несет известный афоризм: “Личностью не рождаются, личностью становятся”. Поскольку смысл со­циализации – в развитии, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, за­стывшая в своем формировании, неизбежно деградирует. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид полностью подчинен чужой воле, так что не остается места свободе выбора и свободе действия.

Таким образом, становление и развитие личности — это всегда итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. При рождении индивид включается в систему семейно-бытовых отношений и становится человеком. По мере взросления и освоения системы социальных ценностей человек обретает возможность стать личностью. Не отрицая роли биологических факторов, следует все же признать определяющей в становлении и развитии личности совокупность социальных условий: воспитания, образования, влияния семьи и ближайшего социального окружения (микросреда).

Особую роль играет окружающая социальная среда (макросреда) – тот социальный, профессиональный, политический, духовный мир, в который оказывается включенной личность. Это мировоззренческие, политические, нравственные, политические, религиозные и другие ценности, которые непосредственным образом влияют на развитие личности. Общественный строй, уровень социального и экономического развития конкретного общества и государства выступают либо как необходимые условия для проявления возможностей и способностей личности, либо как совокупность преград для реализации таких возможностей и способностей.

Признавая существенную роль объективных факторов в процессе социализации личности, следует подчеркнуть особое значение самозидания, самовоспитания личности. В конечном итоге ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит на нем самом. Особое значение процесс самовоспитания имеет для становления личности офицера, в том числе офицера-химика, практическая деятельность которого зачастую проходит в экстремальных условиях.

Компоненты структуры личности Содержание компонентов
Мотивационный Спектр мотивов конкретных видов деятельности, в частности мотивация военно-профессиональной деятельности
Ценностно-мировоззренческий Мировоззрение офицера Совокупность ценностей, значимых для конкретных видов деятельности Индивидуальное осмысление значимости защиты Родины
Функционально-деятельностный Совокупность социальных ролей и функций личности Система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективную военно-профессиональную деятельность
Познавательный “Я”-образ офицера Представление о себе, своих способностях и возможностям, социальном статусе
Оценочно-волевой компонент Самооценка и самовоспитание Желание быть понятым Стремление к повышению социального статуса, эффективной профессиональной деятельности

Рис. 1. Структура личности офицера

Для целенаправленного самовоспитания целесообразно представлять себе в общих чертах структуру личности. Один из подходов к структуре личности военнослужащего представлен в первой главе предлагаемого учебного пособия (см. рис. 3 на стр. 23). С точки зрения деятельностного подхода структура личности офицера представлена на рис. 1.

В качестве одного из показателей развития ценностно-мировоз-ренческого компонента социально полноценной личности является ее обращение к проблемам смысла бытия (как личностного бытия человека, так и родового бытия человечества), ценности человеческой жизни.

Смысл и цель жизни. О необычайной сложности проблемы смысла жизни говорили и писали многие великие мыслители. “Одна тайна всегда останется для человека, - писал в свое время Лев Толстой, - только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это — тайна”[5], — таков окончательный вывод Толстого.

Иногда вопрос о смысле жизни приобретает для конкретной личности особую остроту, когда, будучи не в силах переносить выпавшие на его долю тяготы и невзгоды, человек задумывается о добровольном уходе из жизни. К такому выводу может прийти, как правило, личность, мировоззрение которой носит пессимистический характер и основано на отрицательной оценке ценности человеческой жизни.

Существуют философские концепции, которые стремятся дать обоснование подобному подходу. В XIX в. самые пессимистичес­кие оценки жизни дали два немецких философа – А. Шопенгауэр и Э. Гартман. Пессимизм — это философское направление, кото­рое в противоположность оптимизму рассматривает мир с отрица­тельной стороны, как безнадежно погрязший во зле и страдании, а жизнь человека — бессмысленной.

Одно из первых выражений пессимизма дает Екклезиаст. “И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томле­ние духа, и нет от них пользы под солнцем!”[6]

В XIX в. пессимистический взгляд на человека приобрел фи­лософскую направленность. По мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стрем­ление к внешнему выражению. Человек проявляет волю в том случае, когда его потребнос­ти не обеспечены и он вынужден действовать в поисках средств их удовлетворения. В свою очередь неудовлетворенность свидетель­ствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа чело­века содержит в себе вечное напряжение и страдание.

Отсутствие страдания человек воспринимает как удовольствие, как добро. Но для мира, для человека существенно не то, что отсутству­ет, а то, что им присуще, это страдания, болезни, горести и мучения. Шопенгауэр предлагает подавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Мировое зло бессильно против тех, кто добровольно от­казывается от наслаждений, удовольствий, желаний. Идеалом для Шопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие.

Другой представитель философского пессимизма - Э. Гартман - доказывал, что вера людей в счастье является ложной, поскольку в мире больше зла, чем радости, и его не переделать.

В жизни люди ценят здоровье, молодость, семью, любовь и богатство. Но что они такое? Здоровье — это отсутствие болезни, молодость — отсутствие старости, семья — отсутствие холостяц­кой озабоченности и т.д. Таким образом, здоровье, молодость, семья, любовь и богатство — это всего лишь отрицательные сто­роны болезней, старческой немощи, холостяцкого одиночества, ненависти и бедности. Не удовольствие, а болезнь, не­мощь, одиночество, ненависть и материальная нужда являются подлинными хозяевами жизни. Так кому нужна такая жизнь? Жизнь в ценностном отношении ниже небытия.

Шопенгауэр и Гартман своими трудами обратили вни­мание на необходимость отказа от абсолютизации тех ценностей, в которые верил буржуа в XIX веке, поскольку эти ценности оказались узкими. Однако это не значит, что жизнь имеет отрицательную ценность. Скептически относившийся к Шопен­гауэру как философу, М. Хайдеггер разъяснял, что философия не должна стоять на позициях обывателя, который “принимает свой сытый комфортик за мерило того, что мо­жет считаться обеспеченностью и соответственно необеспеченнос­тью”[7].

Хайдеггер различает два вида пессимизма: “пессимизм от силы и как сила” и “пессимизм от слабости и как слабость”[8]. Пессимизм Шопенгауэра и Гартмана - это от слабости и как слабость, это абсолютизация признания бессмысленности чело­веческого бытия и никчемности жизни людей. Он в лучшем случае выражает духовный кризис потерявшего себя человека.

Пессимизм от силы и как силаотносительный пессимизм, - сторона мировоззрения духовно состоятельного и нашедшего себя человека. Он выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить и бороться и одновременно понимающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться абсолютным царством добра. Если победа и успех — светлая сторона человеческой деятельности, то риск, ошибки, заблуждения— все это ее негативная сторона. И к ней следует относиться с полным сознанием как к существенной черте общественной жизни.

Таким образом, даже авторитетные философы разделяют пессимистические взгляды на смысл жизни человека и личности. Вместе с тем значительное число философских школ и направлений положительно решает вопрос о смысле жизни. В частности, можно встретить такие философские позиции:

· утилитаризм и прагматизм видят смысл жизни в достижении выгоды, пользы, успеха в конкретной деятельности;

· для гедонизма смысл жизни в достижении максимального удовольствия;

· христианская традиция видит жизненную задачу человека в том, чтобы становиться все более богоподобной личностью через духовное нравственное совершенствование.

Вместе с тем философия ХХ столетия выработала более широкий и ответственный взгляд на проблему смысла и ценности жизни, стержнем которого является идея гуманизма. Так, великий гуманист А. Швейцер (1875-1965) подчеркивал, что жизнь сама по себе является величайшей ценностью и ее смысл – в сохранении самой жизни. Каждого человека он рассматривал как “жизнь, желающую жить среди жизни”. Позиция Швейцера позволяет занять однозначно отрицательное отношение к любым попыткам суицида. Попытки добровольного ухода из жизни следует рассматривать как признак слабости человека, неумение и нежелание решать проблемы, которые, пусть неожиданно и тяжело, навалились на личность.

Человек, явившийся в жизнь по Божьей ли воле, по законам ли природы, самим своим появлением как раз и призван разрешать проблемы, возникающие в природе и обществе. Смысл существования в самом существовании, в самом бы­тии человека, и ценность его жизни — в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому.

Обоснованной представляется концепция тех философов, которые суть проблемы видят в феномене полноты жизни человека. Эта концепция является своеобразным развитием идеи положительного единства русского философа Вл. Соловьева. Человек в своей жизни объединяет истину, красоту и добро, поскольку не может ограничить свою жизнь лишь одной из трех сфер: познания, чувства, поступка. Разумеется, истина, красота и добро – это идеалы. Но именно эти идеалы достойны того, чтобы стать смыслом жизни, а стремление к ним в практической жизни человека позволит уменьшить социальную силу их антиподов: заблуждения (лжи), безобразного и зла.

С такой точки зрения смысл жизни военного человека как раз и заключается в уменьшении количества зла в этом мире, в добросовестном служении профессиональному воинскому долгу.

Краткие выводы. Рассмотрение философских проблем происхожде­ния и сущности человека выступает предметом философской антропо­логии. Различия в понимании сущности человека определяется типом философского мировоззрения.

Существенные отличия человека от высших животных определяются способом его жизнедеятельности, в основе которой лежит труд, и специфическим типом передачи алгоритмов поведения и деятельности, в основе которого лежит усвоение человеческой культуры. Эти особенности постепенно формировались в процессе антропосоциогенеза, продолжавшегося около 3,5 млн. лет.

Человек имеет двуединую - биосоциальную природу. Это определяется тем, что он, с одной стороны, является биологическим организмом, с другой стороны - выступает как продукт конкретных социальных отношений. Абсолютизация биологической стороны сущности человека выступает как биологизаторство, социальной стороны - как социологизаторство. Оба этих направления выступают как метафизический разрыв двуединой сущности человека.

Особенности человека специфическим образом отражаются в техносфере. С одной стороны, техника выступает средством удовлетворения человеческих потребностей, с другой стороны, необходим учет биологических особенностей человека при формировании систем “человек - техника”, в частности, систем “человек - военная техника”.

Индивид есть единичный представитель человеческого рода. Личность выступает как устойчивая система социально-значимых качеств конкретного индивида и характеризует человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности.

Смысл существования человека - в самом его бы­тии, и ценность его жизни — в способности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Жизнь личности ценна ее стремлением к истине, красоте и добру. Смысл жизни и деятельности воина – в добросовестном служении воинскому профессиональному долгу.

Основные вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека? Охарактеризуйте их.

2. В чем состоят основные проблемы соотношения биоло­гического и социального в человеке?

3. Каково соотношение между сущностью и существовани­ем человека?

4. Каковы роль и место сознательных и бессознательных факторов в человеке?

5. Объясните смысл понятия “личность”. В чем его отличие от понятия “индивид”?

6. Как вы ответите на вопрос о цели и смысле жизни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: