Социальный прогресс

Прогресс вообще – это развитие систем от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от худшего к лучшему состоянию (см.§1 главы 14). По вопросу о наличии социального прогресса существует несколько позиций. Имеется взгляд, что человечество движется по пути не прогресса, а регресса. Одним из первых об этом сказал греческий поэт Гесиод ещё в VIII в. до н.э. Он разделил историю на 5 веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Первый из них отличался высокой добродетелью, но от века к веку люди развращались и в век железа, под которым он понимал современный ему период, полностью деморализуются, и общество погружается в трясину низменных желаний, распрей и конфликтов. Подобную идею на житейском уровне нередко высказывают пожилые люди, которые любят поговорить о том, что в дни их молодости всё якобы было хорошим, а теперь стало плохим.

Вторая позиция по проблеме общественного прогресса состоит в том, что признаётся чередование в истории периодов прогресса и регресса. К этой позиции относится идея Эмпедокла о сменяющих друг друга периодах господства Любви и Вражды, а также концепции локальных цивилизаций О.Шпенглера (1880-1936), А.Тойбни о возникающих и исчезающих обществах. Постоянного и общего для всего человечества прогресса, по Шпенглеру и Тойбни, не происходит.

Существует также мнение, что всё человечество развивается прогрессивно, но прогресс не безграничен: он завершается достижением какого-то высшего состояния. Такого мнения придерживался Гегель, считая развитие общества самодвижением абсолютной идеи, которое завершается в духовной сфере её полным самопознанием (в виде философии самого Гегеля), а в социальной сфере – в лице прусской монархии.

Наконец, существует наиболее оптимистический взгляд, согласно которому всё человечество развивается прогрессивно, и это развитие не имеет предела. Впервые эту позицию наиболее отчётливо представил французский философ Ж.Кондорсе (1743-94), который основой прогресса считал совершенствование человеческого разума. Он писал, что «не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична». Диалектический подход к обществу склоняет нас отдать предпочтение последней точке зрения. Внимательно анализируя историю человечества, можно с уверенностью сказать, что оно – во всяком случае до нашего времени – двигалось в целом по пути прогресса. Об этом свидетельствует хотя бы то, что более чем в 3 раза с начала ХХ века выросла общая численность населения планеты, примерно в 2 раза увеличилась индивидуальная продолжительность жизни.

Какие же можно выделить показатели, или критерии, прогресса? Многие учёные считают одним из основных или даже главным показателем прогресса уровень развития производительных сил. Напомним, что к производительным силам относятся профессиональные знания, умения и способности людей, используемые ими научные знания, освоенные природные богатства, всё многообразие техники. Уровень развития производительных сил выражает, во-первых, степень развития самого человека, а во-вторых, степень овладения людьми силами природы.

Ещё один критерий прогресса – характер производственных отношений. Те из них более прогрессивны, которые больше стимулируют людей к труду и вызывают такое распределение благ, которое обеспечивает достойную жизнь наибольшему количеству людей. От производительных сил и производственных отношений зависят объём производства материальных благ и различных услуг (в том числе и медицинских), а также уровень их потребления, что, в свою очередь, влияет на условия существования людей, их здоровье и среднюю продолжительность их жизни, которая в ходе истории возрастает.

В политической сфере критерием прогресса служит уровень демократии, степень реальных возможностей людей влиять на государство и заставлять его служить всему обществу, а не какой-то социальной группе. В духовной сфере показателями прогресса служат уровень образования людей, их эстетической и нравственной культуры, смягчение нравов, например, отрицательное отношение к смертной казни и пыткам.

В философской, особенно философско-религиозной, традиции большое место занимало представление о прогрессе как о нравственном совершенствовании человека, росте добра, об увеличении счастья в мире. Американский социолог Л.Уорд (1841-1913) писал: «Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий» (5,с.335). Н.А.Бердяев считал, что сущность общественного прогресса – увеличение добра и уменьшение зла. Русско-американский социолог П.А.Сорокин (1889-1968) писал: «Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они не были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».

Интегральным показателем социального прогресса служит степень свободы личности. Все составляющие содержания прогресса так или иначе входят в расширение свободы. С одной стороны, свобода предполагает отсутствие эксплуатации, социального принуждения и насилия, а с другой – наличие возможностей для всестороннего развития человека и реализации им своих сил и стремлений в семейной, профессиональной, политической, духовной, спортивно-игровой сферах. Чем меньше общество принуждает человека и чем больше даёт ему возможностей для самореализации в этих сферах, тем оно прогрессивнее.

Социальный прогресс нельзя представлять в духе упрощённого оптимизма доктора Панглоса из философской повести Вольтера «Кандид», неизменно восклицавшего вопреки обрушивавшимся на него бедствиям, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров». Следует подчеркнуть, что до сих пор прогресс имел противоречивый характер, притом в XX в. эта противоречивость усилилась. Развитие техники, обеспечивающее рост производительных сил, в большой степени разрушало природу. Наука использовалась не только для совершенствования технологий, улучшения жизни и здоровья людей, но и для создания всё более разрушительных и смертоносных видов оружия. Усиливалось международное сотрудничество, совершенствовалась работа правоохранительных систем, развивалось искусство, представители всех религий проповедовали мир и любовь, но вместе с тем произошли две самые кровопролитные войны, росли преступность, терроризм, алкоголизм и наркомания. Самым глубоким проявлением противоречивости социального прогресса стало возникновение глобальных проблем. К их рассмотрению мы и переходим.

§4.Глобальные проблемы как проявление противоречий
современного социального прогресса

Глобальные проблемы (от франц. «глобаль» – всеобщий) возникли во второй половине XX в. Исторически им предшествовали локальные (местные) и региональные проблемы. Сам термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х годов XX в. Глобальные проблемы обладают тремя признаками: 1)они охватывают все страны, 2)их решение возможно усилиями всего человечества, если несколько стран или даже одна большая страна будет уклоняться от их решения, то человечеству будет грозить серьёзная опасность, 3)неспособность решить какую-либо из глобальных проблем будет означать либо глубокую катастрофу для человечества, либо даже его гибель. Таким образом, глобальные проблемы – это проблемы жизни и смерти человечества. Социальный прогресс привёл к трагическому парадоксу: никогда ещё человечество не было таким могущественным в техническом и научном отношении, как сейчас, но никогда до этого не стояло оно на грани всеобщей катастрофы. Возникновение глобальных проблем означает вступление человечества в новую эпоху – эпоху выживания.

В целом глобальные проблемы представляют собой сложную систему, включающую в себя три основные группы взаимосвязанных проблем. Первая группа – это интерсоциальные проблемы, выражающие противоречия между странами и группами стран. Первая из интерсоциальных проблем и самая важная из всех вообще глобальных проблем на данном этапе – это проблема сохранения мира между ведущими державами и предотвращения термоядерной войны. Какими бы серьёзными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы (экологическая, демографическая, сырьевая и др.) они даже в совокупности несопоставимы с гибельными последствиями мировой термоядерной войны. Она может привести не только к непосредственной гибели многих сотен миллионов людей, но и к необратимой экологической катастрофе. По мнению специалистов, даже 5% имеющегося к настоящему времени ядерного оружия (в случае его применения) будет достаточно, чтобы вызвать необратимые экологические последствия: поднявшаяся сажа от испепелённых городов и лесов создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведёт к падению средней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь. В итоге такой «ядерной зимы» погибнет не только всё человечество, но и, по-видимому, все биологические виды за исключением простейших.

После распада СССР исчезло противостояние Запад - СССР. Бывшие республики СССР возвратились к обычному капиталистическому пути развития и, казалось бы, международный климат потеплел. Но западные страны, сохранив блок НАТО, надобность в котором после роспуска Варшавского блока исчезла, стали использовать его для того, чтобы диктовать свою волю всему остальному миру. Произведя в 1999 г. агрессию против Югославии, подвергнув впервые после второй мировой войны бомбардировке города в Центральной Европе, НАТО вновь показало, насколько хрупким является мир на Земле. В начале уже XXI века это снова продемонстрировали США, организовав войны против Афганистана и Ирака. Поэтому предотвращение мировой войны по-прежнему остаётся первой из глобальных проблем. В связи с исчерпанием сырьевых ресурсов (а также чистой воды) и ростом потребления усиливается борьба между государствами за обладание ими. США, прикрываясь демагогическими лозунгами о распространении демократии, начало заниматься терроризмом в государственном масштабе, ибо их действия в Сербии, Афганистане и Ираке есть форма терроризма. США прилагает огромные усилия для создания недружественных России марионеточных режимов в странах бывшего СССР – на Украине, в Грузии, в Прибалтике. США невыгодно существование России как сильного самостоятельного государства, обладающего самыми богатыми сырьевыми ресурсами в мире. России необходимо вести очень тонкую, расчётливую политику, балансируя между интересами США, Европы, Китая, Индии, мусульманского Востока.

Вторая из интерсоциальных проблем – преодоление разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение в последних голода, нищеты и неграмотности миллионов людей. В малоразвитых странах живёт более 75% населения Земли, и этот громадный регион служит постоянным источником социальных взрывов, экологических бедствий и эпидемий. Особая опасность, исходящая от этих стран, заключается в терроризме и возможности использования ими ядерного оружия.

Вторая группа глобальных проблем – проблемы в системе «человек – общество». К ним относятся проблемы здравоохранения и демографии. Несмотря в целом на улучшение условий жизни и развитие медицины на планете растёт количество таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания, злокачественные опухоли, гипертония, которые угрожающим образом подрывают трудоспособность общества. В развивающихся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто возникают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде химических и радиоактивных мутагенов нарастает генетическая отягчённость человеческой популяции. Появились особо опасные заболевания, такие, как СПИД и птичий грипп.

Серьёзной проблемой на планете является «демографический взрыв». В начале нашей эры численность человечества составляла около 200 млн. человек, в 1850 г.-1 млрд., в 1930 г.-2 млрд., в 1960 г.-3 млрд., в 1987 г.-5 млрд., в 1999 г.-6 млрд. человек. При современных технологиях и агротехнике Земля позволит содержать при средних американских нормах потребления продуктов питания около 6 млрд. человек. Но рост населения продолжается. Острота ситуации состоит в том, что свыше 80% роста населения падает на развивающиеся страны, в результате чего их доля в численности мирового населения неуклонно растёт. Из-за увеличения в развивающихся странах разрыва в росте численности населения и росте производства материальных благ усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. В этих странах свыше 90% мирового количества голодающих, неграмотных, не полностью занятых.

Не являются в демографическом отношении благополучными и развитые страны. Здесь наблюдается снижение рождаемости, постарение населения, рост удельного веса пенсионеров в общей массе населения и соответственно увеличение расходов на их содержание. Поэтому демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости, а в развитых странах – на её повышение. В нашей стране на фоне происходящих катаклизмов смертность превышает рождаемость, и население России уменьшается.

Третья группа глобальных проблем – проблемы в системе «общество-природа». К ним относятся экологическая, сырьевая, энергетическая и продовольственная проблемы. О первой из них, которая, по-видимому, по своей остроте после военной проблемы стоит на втором месте среди всех глобальных проблем, говорилось в §4 главы 12. Здесь отметим, что в обозримом будущем человечество исчерпает традиционные сырьевые ресурсы и источники энергии (уголь, нефть, газ, уран и др.). Интенсивные технологии истощают плодородие почвы. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящаяся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть. С 1984 г. мировое производство зерна (которое используется не только в пищу человека, но и служит кормом для мясного и молочного скота) ежегодно возрастало лишь на 1% - в 2 раза медленнее, чем рост населения. Поэтому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается.

Перечень глобальных проблем не исчерпывается перечисленными выше. Многие учёные относят к ним ещё проблемы международного терроризма, образования, сохранения духовной культуры и др. Почему возникли глобальные проблемы? К предпосылкам их возникновения относится огромный размах хозяйственной деятельности человечества и колоссальное возрастание его воздействия на природу. Человечество превратилось в геологический фактор, отрицательно действующий на биосферу. Другая предпосылка состоит в возрастании процесса интернационализации всей общественной деятельности. Если бы его не было, то проблемы остались бы локальными. Ещё одна предпосылка – эксплуатация развивающихся стран развитыми и обострение неравномерности социально-экономического и научно-технического развития различных регионов планеты. Непосредственной же причиной глобальных проблем послужила стихийность общественного развития и анархия производства в масштабах планеты, погоня транснациональных корпораций за максимальной прибылью в ущерб долговременным коренным интересам общества в целом.

Разрешимы ли глобальные проблемы? Думается, что да. Главным социально-политическим условием для этого, как уже отмечалось в §4 главы 12, служит установление подлинной демократии, что создаст возможность для принятия экономических и политических решений в интересах всего общества, а не одних монополий с их стремлением к максимальной прибыли. Ещё одно условие – установление равноправного партнёрства между странами, ликвидация эксплуатации развивающихся стран развитыми, устранение межгосударственных и межрегиональных конфликтов. Социально-психологической предпосылкой решения глобальных проблем будет ограничение потребления материальных благ и услуг разумными рамками, а также переориентация с потребления на творчество, рост удельного веса познавательно-эстетических потребностей в структуре мотиваций личности.

Что можно более конкретно сказать с возможностях разрешения глобальных проблем? Большие резервы для этого кроются в сокращении военных расходов. Расчёты специалистов показывают, что одной десятой отчислений от военных расходов хватило бы для того, чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в экономику развивающихся стран для её быстрой модернизации. Такая же доля вычета из военных расходов на экологические программы позволила бы резко обратить вспять загрязнение окружающей среды. Если сопоставить годовой военный расход с числом ежегодно рождающихся младенцев, то окажется, что на одного новорожденного приходится 8000 долларов – сумма, при разумном расходовании которой можно решить многие социальные проблемы.

Ну хорошо, допустим проблема сохранения мира и сокращения вооружений находится в руках людей и разрешима при наличии доброй воли. Но как быть с вещественными и энергетическими ресурсами, они ведь действительно постепенно иссякают? Да, это так. Однако есть один ресурс, который стремительно увеличивается – ресурс информации и прежде всего научного знания. Используя его и другие средства, человечество в состоянии преодолеть глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории. Развитие есть не только количественные, но и качественные изменения. И прогресс человечества нельзя связывать с простым ростом потребления традиционных видов сырья. Важно подчеркнуть, что научные знания и новые технологии позволяют не только использовать уже известные природные ресурсы, но и превращать в полезные источники то, что прежде ими не являлось. Например, если будет решена проблема управляемой термоядерной реакции (которая сейчас может протекать лишь в виде взрыва водородной бомбы), то человечество получит практически неисчерпаемый запас энергоносителя в виде воды мирового океана.

В процессе развития появляются также качественно новые виды хозяйственной деятельности, которые значительно повышают возможности общества в обеспечении людей необходимыми средствами к жизни. При этом ограниченность природных ресурсов не только порождает трудности, но и служит стимулом развития. Например, если бы не было пределов для охоты и собирательства, то переход к земледелию и скотоводству задержался бы на неопределённое время. Если бы в прошлом было вдоволь дров, то это задержало бы использование угля и нефти, а вместе с этим и развитие техники. Сказанное позволяет сделать оптимистический вывод о том, что возникновение глобальных проблем не приведёт к прекращению социального прогресса. Прогресс человечества будет продолжаться, но в более разумных и гуманных, чем сейчас, формах.

Для принятия правильных решений в экономической, политической, социальной и духовной сферах люди должны знать последствия этих решений. Поэтому необходимым условием дальнейшего общественного прогресса служит социальное прогнозирование, к рассмотрению которого мы и переходим.

§5.Социальное прогнозирование как способ определения путей
общественного прогресса

Социальное прогнозирование (от греч. «прогнозис» – знание наперёд) является одним из видов предвидения. Предвидение – это вероятностное знание о будущем, т.е. о том, чего ещё нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок. Человечество всегда проявляло острый интерес к возможности узнать будущее. Недаром в придворном штате многих монархов состояли прорицатели и оракулы. Люди полагали, что, зная возможное будущее, можно подготовиться к нему, избежать возможных бедствий и, наоборот, достичь положительных результатов.

Различают ненаучное и научное предвидение. К первому относятся обыденные предсказания (например, предсказание погоды по приметам), религиозные пророчества, гадания. Такой тип предвидения базируется на фрагментарных и поверхностных знаниях, фантазии, а нередко и вымысле. Научное предвидение основывается на знании законов природы и общества. Закон – существенная связь явлений. Именно знание одних явлений и их связей с другими явлениями и позволяет предвидеть наступление последних.

Элементы научного предвидения возникли ещё в древности, впервые, по-видимому, в астрономии. Так, Фалес в 585 г. до н.э. предсказал солнечное затмение. В последующем возникло предвидение в медицине (прогнозы болезней), геологии (предсказание извержений вулканов, землетрясений и др.), метеорологии (прогнозы погоды) и в других науках. Попытки осуществлять предвидение развития общества тоже предпринимались на протяжении всей истории. Они имелись у Платона, Августина, философов –просветителей, Маркса и у других мыслителей. Однако только в середине XX в. социальное прогнозирование стало научным по своим методам. Оно сложилось в виде междисциплинарного комплексного исследования перспектив человечества на основе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.

В 60-е годы XX в. на Западе эта сфера исследований часто обозначалась термином «футурология» (от лат. «футурум» – будущее). В то время были созданы Комиссия 2000 года Американской академии искусств и наук, Римский клуб, Гудзоновский институт и многие другие научные центры по социальному прогнозированию. С 1974 г. существует Всемирная Федерация исследований будущего. Составление долгосрочных прогнозов экономического развития, научно-технического прогресса, политических отношений, экологической ситуации и демографических процессов стало важной задачей международных организаций, правительственных учреждений, научных центров и крупнейших промышленных корпораций, ибо предсказуемость состояния общества из-за возникновения глобальных проблем стала крайне необходимой для обеспечения безопасности и стабильности общества. Особенно большую известность приобрели доклады организованного в 1968 г. итальянским экономистом А.Печчеи Римского клуба «Пределы роста» (1972), «Человечество на поворотном пункте» (1974), «Цели человечества» (1977), «Путеводители в будущее» (1981) и др.

Различают поисковое и нормативное прогнозирование. Первое основано на продолжение в будущее имеющихся тенденций (направлений развития) при условном допущении, что они не будут изменены средствами управления. Его цель – выявление важных проблем, подлежащих обсуждению. Короче говоря, поисковое прогнозирование должно показать, каким может быть будущее и что в нём нас может тревожить.

Более сложным видом служит нормативное прогнозирование. Оно включает в себя поисковое прогнозирование (получение модели возможного состояния), затем построение модели желаемого состояния прогнозируемой сферы. После этого мысль идёт от будущего к настоящему: вырабатываются практические рекомендации по организации действий, необходимых для реализации желаемого состояния. Этот вид прогнозирования отвечает на вопрос: «Что следует сделать для достижения желаемой цели, для получения нужного будущего?"» Разновидностью нормативного прогнозирования можно считать прогнозы-предостережения. Они составляются для воздействия на сознание, поведение и деятельность людей с целью заставить их предотвратить нежелаемое предполагаемое будущее (например, возможные экологические катастрофы или глобальные последствия войны).

В социальном прогнозировании применяют методы экстраполяции, компьютерного моделирования, экспертных оценок, исторических аналогий. Экстраполяция представляет собой распространение установленных тенденций на будущее. Допускается, что если эта тенденция действует устойчиво сейчас, то она будет действовать какое-то время и в будущем. Математическая суть метода заключается в построении графика и нахождении по ряду имеющихся значений функции других её значений, находящихся вне этого ряда. Компьютерное моделирование – это построение и изучение моделей социальных процессов в компьютерных системах. Вначале создаётся исходная модель системы показателей, затем осуществляется проекция модели в будущее путём изменения параметров времени.

Экспертная оценка – это изучение мнений специалистов по вопросу той или иной перспективы исторического процесса и обобщение этих мнений в итоговой модели. Историческая аналогия – заключение о сходстве в определённом отношении двух или нескольких социальных систем на основе установленного сходства в других отношениях. Например, в экономике России происходят сейчас процессы накопления капитала, которые в прошлом происходили в Западной Европе. Поэтому следует ожидать, что и в других сферах общества (политической, социальной, духовной) Россия в какой-то мере повторит развитие западных стран.

Социальное прогнозирование, как и любое предвидение, не обладает абсолютной точностью. Эта точность зависит от следующих факторов: 1)промежутка времени, на который распространяется прогноз; точность прогнозирования снижается, а неопределённость возрастает по мере продвижения от непосредственного к обозримому, а от него к отдалённому будущему; 2)от полноты и глубины знания объекта прогнозирования; 3)от степени устойчивости развития прогнозируемого объекта; если развитие устойчиво, то прогнозирование обладает высокой адекватностью, если же происходят резкие качественные изменения, возникают новые, неизвестные факторы, то предсказание затрудняется.

В заключение можно отметить, что социальное прогнозирование служит необходимым условием реализации творческой активности человечества и позволяет ему самому конструировать своё будущее. Как это возможно? Казалось бы, если будущее правильно предсказано, то его нельзя изменить. Если же его можно изменить, то предсказание следует признать неверным. Такой парадокс возникает, если развитие представлять как однолинейный, однозначно предзаданный процесс. Конструирование будущего осуществимо потому, что процесс развития многовариантен и любая действительность содержит в себе не одну, а много возможностей (см.§8 главы 14). Соответственно и будущее может существовать в нескольких вариантах. Предвидится не будущее вообще, а варианты будущего. Одни из них желательны для людей, другие – нет. Зная варианты возможного будущего, человечество может выбирать нужный ему сценарий и осуществлять практические усилия по его реализации. Разумеется, человечество не абсолютно свободно: оно может конструировать не любое будущее, а то, которое соответствует законам материального и духовного бытия, а также достигнутому в данный момент уровню развития своих производительных сил. По мере роста последних и более глубокого познания бытия возможности человечества к созданию желаемого будущего возрастают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: