Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий (Б.С.Гершунский, А.А.Кузнецов, И.В.Роберт и др.)

Целевая ориентация: развитие личности учащихся, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса (6, 34).

Основная идея: Средства новых информационных технологий обеспечивают доступ к аккумулированному знанию, как в текстовой, так и в графической формах, они предоставляют возможность получения образной информации. Тем самым они дают возможность организации диалога учащегося с компьютером посредством интерактивных программ. Исследованиями в этой области занимались Б.С.Гершунский, А.А. Кузнецов, И.В.Роберт и др.

При наличии телекоммуникационного канала компьютер может выступать не только посредником между педагогом и учащимся, но и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиа виде. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема.

Таким образом, с его помощью возможна реализация обучения на расстоянии, появляется возможность оптимизации учебного процесса путем переноса его центра тяжести на самостоятельную работу, активизации этой деятельности, повышения ее эффективности и качества. Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, учащийся в процессе самостоятельной работы может находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

Использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать открытую систему интенсивного обучения, когда учащемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, то есть система адаптируется под его индивидуальные возможности, обучение становится гибким. Роль педагога по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса.

Обучение с применением информационных технологий приводит в конечном счете к изменению парадигмы образования, ядром которой является индивидуализированное обучение в распределенной образовательной и коммуникативной среде. И в этом отношении понятие расстояния и времени теряет первичный смысл: становится не важным, где находится источник информации - в соседней комнате или за океаном.

Основные принципы этой дидактической концепции:

1. Принцип индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности;

2. Принцип проблемности;

3. Принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучающихся к учению;

4. Принцип ведущей роли теоретических знаний

Ограничения в использовании:

- сложность технической организации урока, большие временные затраты;

- отсутствие заинтересованности преподавателей в использовании компьютерных обучающих программ;

- недостаточная информированность преподавателей о компьютерной технологии обучения и компьютере, как средстве обучения;

- ограниченность школ, имеющих возможность выхода в Интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: