Устройство контроля бдительности машиниста (УКБМ)

УКБМ предназначено для проверки бдительности машиниста при обслуживании подвижного состава как в «одно лицо», так и в «два лица». Наличие на локомотиве средств контроля над действиями машиниста повышает безопасность движения.

На передней панели блока УКБМ установлено два тумблера: SA1, имеющий два положения «Вкл» и «Выкл» и SA2 с положениями «Н» и «Тест». С помощью этих тумблеров ER

Рис. Блок устройства контроля бдительности машиниста (УКБМ)

При установки УКБМ на подвижном составе дополнительно устанавливаются следующие устройства:

- педаль бдительности (ПБ), которая дублирует рукоятку бдительности (РБ);

- две лампы предварительной световой сигнализации красного цвета, установленные на пульте перед машинистом;

- переключатель яркости горения ламп предварительной световой сигнализации;

- лампа пропуска предварительной световой сигнализации белого цвета, установленная на пульте машиниста;

- переключатель яркости горения лампы пропуска;

- кнопка «Сброс/ уст. КЖ»;

- кнопка бдительности.

Блок УКБМ устанавливается на специальном кронштейне в кабине машиниста и имеет свободный доступ для управления им.

Для согласования работы УКБМ с АЛСН в дешифраторе ДКСВ-1 или ДКСВ-1-Д производятся необходимые переключения, которые позволяют подключится к блоку УКБМ. Блок УКБМ питается напряжением 50В, а микросхемы на его платах напряжением 5В и 12В.

УКБМ обеспечивает предварительную световую сигнализацию при периодической проверки бдительности машиниста за 6-8с до начала звукового сигнала ЭПК. Устройство обеспечивает одновременное включение на локомотивном светофоре белого (Б) и красно-желтого (КЖ) огней с записью на ленте скоростемера красного «К» и «КЖ» огней, после прекращения поступления с пути кодов желтого огня. Нажатием машиниста на кнопку «Сброс/уст. КЖ» выключается сигнал «КЖ» и прекращается запись его на ленте. Если на локомотивном светофоре загорелся белый сигнал, то нажатием на кнопку «Сброс/уст. КЖ» включается сигнал «КЖ» с записью его на ленте. Устройство обязывает машиниста периодически нажимать на рукоятку или педаль, подтверждая свою бдительность, но длительностью не более 7с. Машинист обязан подтверждать свою бдительность и при смене огня на локомотивном светофоре (за исключением смены на зеленый) по свистку ЭПК и при нахождении реверсивной рукоятки контроллера машиниста в рабочем положении (вперед или назад), а при переводе в нерабочее положение рукоятки система переходит в режим, предшествующий экстренному торможению (непрекращающийся звуковой сигнал ЭПК).

Система предусматривает периодическую проверку бдительности машиниста с коротким интервалом (20-30с), если на локомотивном светофоре имеются сигнальные показания «К», «КЖ», «КЖ и Б» или «Ж».

Если на локомотивном светофоре горит зеленый сигнал «З» или «Б», то бдительность машиниста проверяется с длинным интервалом 70-90с после одновременного нажатия на кнопки ВК и КБ. Если на локомотивном светофоре будет гореть сигнал «КЖ» или «КЖ и Б», то проверка бдительности проводится по загоранию лампы предварительной сигнализации до подачи звукового сигнала ЭПК. В противном случае система переходит в режим, предшествующий экстренному торможению. При других же показаниях на локомотивном светофоре подтверждение бдительности производится по звуковому сигналу ЭПК. При этом на пульте машиниста загорается лампа «Пропуск».

Для предотвращения экстренной остановки локомотива при нарушении машинистом порядка подтверждения бдительности при всех сигнальных показаниях, кроме «КЖ», возможность дальнейшего следования осуществима только при выполнении следующих трёх операций:

реверсивную рукоятку перевести в нерабочее положение;

нажать на рукоятку РБ или педаль ПБ;

перевести рукоятку вновь в рабочее положение.

Следует отметить, что перевод реверсивной рукоятки в нерабочее положение возможен в том случае, когда главная рукоятка будет переведена в нулевое положение. Эти операции должны выполнятся быстро, в момент звукового сигнала ЭПК. При наличии на светофоре сигнала «КЖ» вводится дополнительная операция – кратковременное нажатие на кнопку «Сброс/уст. КЖ».

Система УКБМ обеспечивает нормальную работу локомотива при следовании «назад» и из любой кабины. При движении «назад» подтверждение бдительности машиниста происходит как по лампе предварительной световой сигнализации, так и по звуковому сигналу ЭПК.

Все перечисленные операции выполняются с помощью элементов логики, расположенных на двух платах. Электронную схему УКБМ условно можно разделить на шесть каналов, основу которых составляют интегральные микросхемы логики с логическими элементами, обеспечивающими:

- включение предварительной звуковой сигнализации при периодическом контроле бдительности по сигналу, поступающему от реле КСР локомотивного дешифратора;

- фиксацию подтверждения бдительности машиниста во время предварительной световой сигнализации;

- контроль соответствия движения локомотива установленному положению рукоятки реверсора;

- включение дополнительной сигнализации «КЖ» при движении по белому огню локомотивного светофора и её выключения;

- включения лампы «Пропуск»;

- включения реле РБР дешифратора ДКСВ.

Работа плат осуществляется от источника вторичного электропитания, расположенного внутри блока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: