1. Сущность и основные причины возникновения бюджетного дефицита.
Важной задачей бюджетной политики государства является оптимизация состава структуры доходов и расходов бюджета и их сбалансированности. Несбалансированный бюджет в течение нескольких лет ведёт к росту долговых обязательств государства, расходов на обслуживание долгов.
В соответствии с бюджетным кодексом, дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами с учётом разницы между выданными и возвращёнными кредитами из бюджета.
Профицит бюджета – превышение доходов над расходами бюджета с учётом разницы между возвратами и выдачей кредитов из бюджета.
Сумма бюджетных дефицитов за длительный период за вычетом положительного сальдо бюджета составляет государственный долг.
Уровень бюджетного дефицита рассчитывается в процентах к ВВП, в процентах к НД, в процентах к расходам госбюджета.
В соответствии с методикой МВФ допустимый размер бюджетного дефицита для стран-должников МВФ равняется 7-8% ВВП.
|
|
В мировой практике допустимыми уровнями бюджетного дефицита считаются показатели:
· 2-3% от ВВП
· 5% от НД
· 10% от расходов госбюджета
Большинство экономистов считает, что размер дефицита, не превышающий 3% ВВП, имеет положительное воздействие на экономику, а больший дефицит может привести к росту инфляции, сокращению инвестиционной деятельности.
В Украине предельный размер дефицита законодательно утверждается в законе о госбюджете. Так, на 2013 год предельный размер дефицита госбюджета 50-58 млрд.грн., предельный размер госдолга на конец года – 483,08 млрд.грн.
Законом о госбюджете утверждается размер оборотного остатка бюджетных средств. Он не должен превышать 2% плановых расходов общего фонда бюджета. Этот остаток представляет собой средства общего фонда, предназначенные для покрытия временных кассовых разрывов.
Основные причины возникновения бюджетного дефицита:
1) Чрезвычайные события (война, стихийные бедствия);
2) Спад производства и кризисные явления в обществе;
3) Неэффективное функционирование финансово-кредитной системы;
4) Несовершенное финансовое законодательство;
5) Инфляционные процессы;
6) Политические кризисы и т.д.
2. Методы оптимизации и источники покрытия бюджетного дефицита в Украине.
Принятие бюджета с дефицитом разрешается, если имеются обоснованные источники финансирования дефицита.
В бюджетном кодексе используется термин «финансирование бюджета».
Источники финансирования бюджета:
1) Средства от государственных (местных) внутренних и внешних займов;
2) Средства от приватизации госимущества (для госбюджета);
|
|
3) Поступления от депозитов, продажи ценных бумаг;
4) Свободный остаток средств;
Для сбалансирования бюджета могут использоваться 2 пути:
· Инфляционный;
· Неинфляционный.
Это зависит от того, что преимущественно используется для покрытия дефицита: госзаймы или эмиссия денег.
Госзаймы – отношения между государством как заёмщиком и физическими, юридическими лицами, правительствами других стран, международными организациями как кредиторами.
Госзаймы могут быть:
1) По территориальному размещению:
· Внутренние;
· Внешние;
2) По способу мобилизации:
· Связанные с выпуском государственных ценных бумаг;
· Оформляемые договорами или соглашениями;
3) По срокам:
· Краткосрочные (до 1 года);
· Среднесрочные (1-5 лет);
· Долгосрочные (5-20 лет).
В Украине выпускаются облигации внутреннего госзайма на кратко- и среднесрочной основе.
Значительную роль в покрытии бюджетного дефицита в Украине играют внешние займы. Они позволяют увеличить госрасходы без ограничения текущего потребления.
Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита заключается в использовании денежно-кредитной системы, когда государство получает доход от печатания денег (сеньораж). При этом денежная масса в обращении может превысить прирост реального ВВП, что может вызвать инфляцию и рост цен. Поэтому во многих странах, в том числе и в Украине, на законодательном уровне запрещено использовать эмиссионные источники финансирования бюджета.
Госзаимствования осуществляются в пределах определённого размера госдолга. Право на осуществление займов принадлежит государству в лице МинФина по поручению КабМина. КабМин определяет условия заимствований: вид кредита, валюту, срок и процентную ставку.
12.11.13
Кредиты, привлекаемые от других государств, иностранных банков и международных организаций для реализации инвестиционных проектов не требуют ратификации Верховной Рады, АР Крым и местные советы могут осуществляться местные внутренние займы. Такие займы могут осуществлять только местные советы городов с численностью населения более 500 тыс. жителей. Местные внешние займы в виде кредитов от международных организаций могут осуществлять все местные советы.
Затраты на обслуживание и погашение государственного (местного) долга осуществляет Минфин (местный финорган). В соответствии с кредитными договорами и нормативно-правовыми актами предельный размер госдолга определяются Законом о госбюджете и он не может превышать 60 % годового объема ВВП.
В Украине госдолг и гарантированный долг в процентах к ВВП в период с 2000 по 2007 год сократился с 45,3 по 12,3 %. В дальнейшем с 2008 по 2012 год это соотношение увеличилось с 20 % до 36 % в 2012 году. По прогнозам на 2013 г. и 2014 г. планируется удержать объема госдолга на уровне не выше 28% от ВВП.
Выбор путей покрытия бюджетного дефицита зависит от факторов:
· Финансовой и политической ситуации в стране;
· Состояния экономики, темпов роста ВВП;
· Развития финансового рынка;
· Инвестиционный климат в стране;
· Доверия кредиторов к государству;
· Развития малого и среднего бизнеса;
· Налаженности международных связей и т.д.
Основные мероприятия по ликвидации бюджетного дефицита:
1) Стимулирование процесса производства, направление средств на развитие приоритетных отраслей экономики;
2) Создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов;
3) Снижение непродуктивных затрат и необоснованных льгот;
4) Привлечение средств населения;
5) Введение режима строгой экономии бюджетных средств и т.д.
В Украине формирование бюджета с дефицитом обусловлено тем, что необходимо проводить реформы в разных отраслях, финансирование развития инфраструктуры, повышать качество административных и социальных услуг.
|
|
Дефицит госбюджета Украины: В 2008 году – 25.02 млрдгрн; в 2009 году – 36,56 млрд грн; в 2010 году – 54,09 млрд грн; в 2011 году – 38,84 млрд грн; в 2012 году – 14,12 млрд грн.
В этих условиях государство вынуждено искать пути покрытия бюджетного дефицита. Необходимо:
· Совершенствовать налоговую политику;
· Совершенствовать инструменты привлечения в инвестиционную сферу личных накоплений граждан;
· Обеспечить финансовую поддержку малому и среднему бизнесу;
· Ввести жесткий режим экономии бюджетных средств;
· Перейти от бюджетного финансирования к системе субсидий, субвенций, инвестиционных кредитов;
· Ввести научно обоснованную систему прогнозирования бюджета.