Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклоняющимся развитием. И если в конце 90-х в наших образовательных учреждениях
преобладала спонтанная интеграция детей, затем интеграция на уровне одного образовательного учреждения, то сейчас система образования вплотную подошла к организации различных моделей интегрированного обучения, функционирующих на муниципальном, городском или региональном уровне.
При этом под социально-образовательной интеграцией, с педагогической точки
зрения, мы понимаем особую педагогическую систему, характеризующуюся всеми свойствами этих систем (открытость, гибкость, динамичность и другие), которая:
принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпом психофизического развития;
имеет адекватную потребностям, возможностям и способностям воспитанников
и обучающихся предметно-развивающую, материально-техническую и образовательно-воспитательную среду;
|
|
обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родителями, так и со специалистами иного профиля, заинтересованных в максимально эффективной социальной и образовательной адаптации воспитанников и обучающихся;
имеет мощную организационную и методическую поддержку со стороны органов образования и структур, отвечающих за профессиональное становление и повышение квалификации специалистов, включенных в интеграционные процессы.
Напомним, что педагогической системой в педагогике называется «целостное
единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека» [Столяренко Л.Д., 2003, с. 103]. Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. Но педагогическая система социально- образовательной интеграции имеет важное отличие, связанное не столько с ее размерами,
сколько со степенью открытости. Опыт показывает, что социально-образовательная интеграция будет успешна только в том образовательном учреждении, которое сумеет
построить свою деятельность на принципах максимальной открытости функционирования и
территориальной принадлежности, создаст систему вертикальных и горизонтальных связей,
обеспечивающих воспитанников/обучающихся богатством связей и возможностей для
самореализации на муниципальном, окружном или городском/областном уровне.
В общей педагогике под открытостью понимается «способность системы изменяться
под влиянием внешних воздействий, смягчать, усиливать или нивелировать их» [Там же.
|
|
С. 104]. Мы же имеем в виду открытость существования как принцип деятельности
учреждения, свидетельствующий о высоком уровне развития контактов и связей, как внешних, так и внутренних, проявляющихся в командном стиле взаимоотношений, тесном
взаимодействии сотрудников при узкой специализации их профессиональной деятельности
(логопед ведет работу по развитию речи, психолог отслеживает эмоционально-волевые компоненты и личностное развитие, социальный педагог выстраивает социальные связи,
дефектолог курирует усвоение программного материала, выполнение индивидуального
образовательного маршрута и т.п.) и в совместной работе на благо ребенка и членов его семьи.Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных
принципах:
ранней диагностике и коррекции;
обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка;
продуманном и обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.
При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального
образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри общегосударственной
системы образования.
Современная российская система специального образования рассматривает
всевозможные направления интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями
здоровья и требует научной разработки интегративных подходов к образованию детей с
особыми образовательными потребностями, поэтому задачами специального образования
в отношении интеграции являются:
определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения;
разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения;
разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях.
Интеграция в образовательном пространстве может выступать: как принцип, что
проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем; как средство,
обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при
решении практических задач; как ведущая тенденция обновления содержания образования. Главной задачей при этом является выбор научных оснований для интеграции и совершенствование функционирования ее механизмов. Объектами интеграции могут выступать: виды знаний, система научных понятий, законы, теории, идеи, модели объективных процессов.
Уже сейчас те учреждения, которые активно опираются на принцип открытости в
своей деятельности, тесно сотрудничают с районной (областной, городской) психолого-
медико-педагогической комиссией (ПМПК), имеют договоры о сотрудничестве с образовательными учреждениями, осуществляют текущий мониторинг состояния детей,
взаимодействуют с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования,
социальными структурами и службой занятости, успешно осуществляют свою педагогическую деятельность. Нужно учесть, что не всякое ДОУ или общеобразовательная
школа, имея полностью укомплектованную мультидисциплинарную команду специалистов, о которой говорилось выше, может реализовать на практике интегрированное обучение.
Именно здесь на помощь образовательным учреждениям должны прийти специалисты
постоянно действующих ПМПК или учреждений для детей, нуждающихся в психолого-
|
|
педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), обслуживающих территорию, на которой находится детский сад или школа. Их задача состоит в том, чтобы оказать методическую помощь специалистам образовательного учреждения с опорой на последние достижения в коррекционной педагогике и специальной психологии, обеспечить разработку и осуществить контроль за выполнением индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, интегрированного в среду своих нормально развивающихся сверстников.